Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Региональная специфика архитектурно-мемориальных комплексов

Мемориальные сооружения

Человек уже с древних времен увековечивал память об усопших предках, героических личностях, знаменательных событиях. Увековечивание происходило с помощью различных объектов мемориальной архитектуры.

Мемориальная архитектура цивилизованного общества – это одно из направлений в искусстве, включающее крупные архитектурные сооружения, такие как склепы, часовни, усыпальницы и мелкие формы – стелы, памятники, надгробия, произведения мемориальной скульптуры.

В переводе с английского языка «мемориал» означает «память», а мемориальный комплекс представляет собой территорию, на которой располагаются архитектурные сооружения монументального характера – скульптурные группы, мавзолеи, обелиски, памятники боевой славы.

Монумент Славы в Новосибирске является примером крупного мемориального комплекса. Этот комплекс был возведен в честь героев Великой Отечественной войны.

В современных ритуальных захоронениях используются разнообразные формы и виды надгробий. Чаще всего в них преобладают религиозные мотивы.

Надгробия современности выполняются в виде скульптур и памятников из различных материалов, таких как мрамор, гранит, бетон, габбро.

Мемориальный комплекс представляет собой территорию, на которой размещаются монументальные архитектурные сооружения – мавзолеи, пантеоны, обелиски славы, скульптурные группы. Посвящаются они выдающимся событиям истории страны и народа.

Архитектура всегда имеет локальный характер, поскольку она связана с землей, на которой создается. Ее формы носят как местные национальные черты, так и отражают воздействие протекающих в мире интернациональных процессов.

Результатом этого является процесс, сочетающий в себе национальное и интернациональное и отвечающий требованиям современного мира.

Как часть общественной культуры развитие архитектуры происходит в тесной связи с экономикой, географическими и этническими особенностями общества.

«Региональная специфика архитектурно-мемориальных комплексов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как часть городской инфраструктуры архитектурно-мемориальный комплекс сохраняет память и создает композицию городской среды.

За счет зеленых насаждений он хорошо вписывается в городскую среду. В структуре таких комплексов есть периферия и центр, который дополняется необходимыми элементами, например, почетными аллеями.

В результате комплекс для посетителей становится более привлекательным. Роль мемориальных комплексов в качестве знаковой составляющей тоже играет немаловажную роль, которая определяет приоритет районов города, отражает периодичность застройки, разграничивает экономические и историко-культурные центры.

Таким образом, регионализм имеет важное социально-культурное значение и представляет собой различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных обществ.

Мамаев курган

Тема Великой Отечественной войны нашла более широкое воплощение в крупнейших мемориальных сооружениях. К первым мемориальным ансамблям страны относятся Марсово поле в Ленинграде и архитектурный ансамбль Красной площади в Москве. Эти ансамбли были связаны с захоронениями выдающихся революционеров.

После Победы над фашистской Германией был объявлен конкурс на проект памятника защитникам Ленинграда, пережившим 900-дневную блокаду, и реконструкции Пискаревского кладбища.

Зеленая архитектура кладбища была тщательно разработана – были высажены многочисленные породы деревьев и кустарников, разнообразные сорта цветов и трав. Периоды цветения были так подобраны, что постоянно сменяли друг друга с ранней весны до поздней осени. Зимой «вахту» убранства несут вечнозеленые хвойные деревья.

Не только в России, но и за рубежом самым грандиозным мемориальным комплексом является ансамбль «Мамаев курган», открытый 15 октября 1967 г. Сражение, которое произошло на этом месте, стало крупнейшим в истории, привело к полному разрушению города и стало поворотным пунктом в ходе Великой Отечественной войны, т. е. началом заката германского рейха.

Вдали от городского центра Волгограда находится вводная композиция ансамбля – горельеф «Память поколений» – в ней в ходе торжественной процессии с венками и гирляндами, склоненными знаменами «движется» горестная вереница людей разного возраста и наций.

Мамаев курган. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мамаев курган. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Их движения неторопливы и замедлены, на лицах скорбь. В этом траурном шествии всенародная память о героях Сталинграда.

Замысел памятника героям выражен строго Функционально-информационной является задача рабочего в комбинезоне, который за собой ведет девочку с цветами, показывая рукой на вход в ансамбль.

За горельефом широкая лестница поднимается на холм, за ней идет аллея пирамидальных тополей, дающая передышку после подъема, и готовящая к дальнейшему восприятию ансамбля.

За аллеей площадь – «Стоять насмерть!», посреди которой круглый водоем с поднимающимся бетонным уступом. На верхней части уступа расположена полуфигура воина с противотанковой гранатой в руке и автоматом.

За площадью снова идет лестница, по сторонам которой стоят искусственные стены-руины. Стены-руины имеют огромную силу воздействия, потому что здесь включается звуковое оформление – звуки песни «Вставай, страна огромная…» или голос Ю. Левитана.

Звучат органные произведения Баха, разрывы бомб и снарядов, вой пикирующих самолетов, автоматные очереди, залпы «Катюш», голос командира: «В атаку!».

Кульминацией и завершением ансамбля является статуя Матери-Родины, зовущей на бой с врагом. Статуя стала символом и знаком города.

Мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора»

Мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора» получил высокую оценку у общественности. Ансамбль был создан на месте бывшего лагеря смерти под Ригой вблизи Саласпилса. Здесь были замучены и уничтожены 600 тыс. узников. Среди заключенных лагеря были граждане Австрии, Польши, Чехословакии.

Подпольная антифашистская группа, действовавшая в Саласпилсе, была обнаружена и уничтожена в 1944 г. Перед бегством из Латвии отряд эсэсовцев поджег все деревянные бараки. Часть заключенных сгорела, а другая часть сумела скрыться в лесных окрестностях. Их показания стали основой восстановления планировки лагеря. Сама земля стала памятником, потому что все строения сгорели. Доминантой памятника является построенная заключенными «Дорога страданий», а художественным образом мемориала стали скульптурные группы и архитектурный объем входа.

Мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здесь на 17-км шоссе Рига-Москва ответвление дороги уходит в лес, и его преграждает гигантский каменный блок. Один конец этой 100-метровой стены находится на земле, а второй опирается на призматический архитектурный объем. Это вход в лагерь. На стене укреплены металлические буквы – «За этими воротами стонет земля». Справа кованная решетчатая - тюремные ворота и вход в галерею. У посетителей есть выбор – можно пройти под стеной и войти в дверь-решетку, чтобы подняться на галерею и посмотреть весь мемориал. Можно пройти по неширокой, пологой и длинной лестнице.

Стены голые и глухие, а свет только сверху, на смотровой площадке - лестница, падающая круто в темноту, откуда нет выхода. Это вход в музей лагеря, где собраны некоторые вещи и документы заключенных. Со смотровой площадки видна вся панорама мемориала. У входа перед стеной – замощенное пространство – площадь Церемоний, в левой части которой как огромное надгробие находится траурное возвышение – это место возложения венков, откуда идет звук метронома, тревожащий душу.

Его частота соответствует ритму ударов сердца человека. Создается впечатление, что ритм десятков тысяч сердец отбивает сама земля.

От площади Церемоний начинается земляная дорога с бетонными плитами по краям. Охватывая все пространство лагеря, дорога огибает скульптурные группы и возвращается к левому краю стены – это «Дорога страданий», построенная узниками.

На месте сгоревших бараков с внешней стороны кусты алого шиповника, слева, вырытый узниками пруд, а ближе к стене, посаженные ими деревья. Сегодня на этом месте большая роща. Так выглядит общая планировка мемориала.

Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot