Критерии экономико-географического положения
Критерий – это признак, по которому сравнивают что-либо.
В частности, признаки есть и у такого понятия как географическое положение, которое относится к наиболее разработанной категории экономической и социальной географии.
Теория географического положения (далее ГП) в современных условиях приобрела статус междисциплинарной, поскольку дает возможность увидеть мир, который определяется региональными, страновыми, локальными особенностями.
Первым критерием в определении географического положения является отношение – основная методологическая трудность при изучении ГП. Она состоит в выяснении, насколько фактор географического положения определяет функционирование и развитие объекта.
Второй критерий ГП – это потенциальность, предпосылка развития связей и одновременно следствие развития самого района.
Третьим критерием является дистанционность, т. е. расстояние, которое оценивается в определенной метрике. Географическое положение по разным направлениям можно расчленить на компоненты, но главным критерием останется характер территориальных отношений.
Рисунок 1. Экономико-географическое положение Европы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно Маергойзу в географическом положении выделяются три класса отношений:
- основные территориальные отношения объекта к элементам и ареалам собственного производства, к отраслям;
- производные отношения объекта к экономическим связям;
- интегральные территориальные отношения различного масштаба.
Класс первичных территориальных отношений делится на два подкласса – это отношение к элементам общественного производства, которое включает промышленно- и аграрно-географическое положение, транспортно-географическое положение, сбыто-географическое положение, демогеографическое положение.
Второй подкласс – положение в ареале, которое может быть центральным, окраинным, глубинным, межареальным.
Производные отношения связаны с функционированием отраслей инфраструктуры – это положение грузо- и пассажиропотоков разной иерархии.
Классом, синтезирующим все виды географического положения, являются интегральные территориальные отношения или отношения отношений, как говорят географы.
Изменение экономико-географического положения
Значительное влияние на развитие территориальной системы оказывает изменение ее экономико-географического положения. Например, на месте пересечения реки Обь и Транссибирской железнодорожной магистрали был основан город Новосибирск.
На этом маршруте резко возросли торговые потоки между Дальним Востоком и Европейской частью России и, как следствие, Новосибирск стал крупнейшим сибирским городом, что стало возможным благодаря выгодам от расположения на этом маршруте.
Примеров изменения географического положения и вслед за этим изменение в развитии объектов достаточно много. Наглядным является размещение предприятий автомобильной промышленности в Калужской и Ленинградской областях. Эти предприятия располагались вблизи крупных и растущих в 2000-е годы потребительских рынков в Москве и Санкт-Петербурге.
В зарубежных странах экономическая активность в основном сосредотачивается в прибрежной зоне, например, в Китайской Народной Республике. Издержки для экспорта готовой продукции в прибрежных зонах будут ниже.
Российские регионы – Республика Алтай и Республика Тыва имеют довольно слабое развитие, что не в последнюю очередь связано с неблагоприятным внутриконтинентальным экономико-географическим положением этих субъектов Федерации. Расположены они вдали от крупных экономических центров и основных транспортных потоков.
Экономико-географическое положение является такой категорией, которая имеет вероятностный характер – это значит, что выгоды и невыгоды положения могут быть, как реализованы, так и не реализованы. Отсюда, экономическим агентам необходима фактическая оценка размещения в той или иной части региона своих предприятий. Преимущества, конечно, связаны будут с близостью крупных рынков и их доступностью.
Важно, чтобы эмпирическая оценка потенциала экономико-географического положения была динамичной, чтобы ее изменение шло в зависимости от динамики экономических процессов в экономиках стран при перенаправлении транспортных и торговых потоков, строительстве новых транспортных магистралей.
Динамическая составляющая понятия экономико-географического положения в значительной степени расширяет область его применения.
Трансформация критериев экономико-географического положения РФ
После распада СССР экономико-географическое положение страны изменилось. Внимание к оценке его потенциала после окончания «холодной войны» возросло.
Внешняя политика России усилилась азиатским аспектом – Россия вступила в АСЕАН, АТЭС и др. В российской внутренней ситуации создались объективные условия для внимания к потенциалу экономико-географического положения в целом и отдельных частей страны, включая Сибирь и Дальний Восток.
В использовании этого потенциала анализируются возможные последствия процесса решения внутренних проблем интеграции. Анализируются и внешние проблемы, связанные с встраиванием в мирохозяйственную систему экономики России.
Положение России в этих условиях приобретает большое не только экономическое, но и геополитическое значение.
На федеральном уровне признана необходимость интенсивного использования «потенциала географического положения» России. Признана необходимость превращения этого потенциала в экономический ресурс, как значительный источник дохода бюджета самой страны и хозяйствующих субъектов.
Возможности России самостоятельно выйти к основным торговым путям, с распадом СССР, оказались резко ограниченными. Данная ограниченность особенно характерна для Балтийского и Черного морей.
Самым крупным российским портом на Балтике является Санкт-Петербургский, порт международного значения, обеспеченный системой внутренних транспортных путей. Выборгский и Калининградский порты имеют небольшие мощности.
Альтернативой портам Прибалтики стал, построенный с нуля портовый комплекс Усть-Луга в Ленинградской области, грузооборот которого ежегодно увеличивается на 70 %.
Аналогичная ситуация сложилась в Черноморско-Азовском бассейне – нефть вывозится из портов Новороссийска и Туапсе.
В результате сложившейся ситуации морские связи с Западом через Балтику и Черное море ограничены, особенно сейчас, когда Россия начала спецоперацию на Украине для защиты населения Донбасса.
С другой стороны – значение северных портов возрастает, пропускную способность их необходимо увеличить. Большое значение в этом регионе приобретает Северный морской путь, связывающий устья сибирских рек с Дальним Востоком и европейскими портами.
России на Дальнем Востоке достались проблемы от СССР и появились новые – преимущество географического положения Дальнего Востока реализуется слабо. В регионе более 40 государств, поэтому порт Владивостока, который стал открытым, надо использовать активнее.
В результате трансформации экономического пространства анализ развития российских регионов показывает, что в темпах роста между российскими регионами возникли большие различия.
Пространственная неравномерность выражается в том, что экономическая активность сконцентрирована в крупных агломерациях, а периферийные районы отстают в развитии, что ведет к поляризации экономического пространства и структурным сдвигам в экономике регионов страны.
Системные риски, включая выполнение социальных обязательств государства, возрастают. Трансформация российского экономического пространства часто осуществляется в интересах влиятельных общественных групп и на экономике регионов отражается весьма негативно.