Предпосылки усиления миграционных процессов
Миграционные процессы в Китае усилились благодаря тем глубоким изменениям, и в первую очередь тем социальным трансформациям, которые на протяжении последних лет происходили внутри самой страны.
Рисунок 1. Китайская миграция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В социальной структуре китайского общества шли изменения, следовавшие за экономическими реформами. С одной стороны, была приватизация, в результате которой без работы осталось большое число работников, но, с другой стороны, появилось два класса – средний класс и класс состоятельных людей. В условиях открытости и глобализации, у этих социальных слоев населения увеличилась миграционная мобильность за пределы страны. Следствием этого стали сформировавшиеся новые тенденции китайской эмиграции. Высококвалифицированные мигранты из Китая выезжают на работу по контрактам в экономически развитые страны и обосновываются на постоянное место жительства.
Второй фактор влияющий на миграцию - этнорелигиозный. Та национальная политика, которую проводит страна для этнических и религиозных меньшинств имела неоднозначные последствия. Например, конфликт в Синьцзян-Уйгурском автономном округе привел к тому, что вынудил мусульман-уйгуров эмигрировать в Центральную Азию.
Объективной предпосылкой активизации миграционных процессов в Китае, стал демографический фактор, а именно - перенаселение. На 2019 г. в стране проживало 1,4 млрд. человек. Таким образом, огромный демографический потенциал в совокупности с другими факторами, породил значительные миграционные процессы.
Выехав за пределы страны, китайские мигранты активно поддерживают родственников материально и, тем самым, вносят вклад в социально-экономическое развитие Китая. Сама же страна тоже начинает конкурировать за рабочих иммигрантов, чтобы заполнить на внутреннем рынке обозначившиеся пробелы, потому что число лиц пожилого возраста увеличивается.
С развитием миграционных процессов возникает целый ряд проблем – в обществе происходит снижение уровня толерантности, растет межэтническая напряженность, идет отчуждение мигрантов со стороны общества, возникновение конфликтов между местным населением и мигрантами.
Формированием комплексной интеграционной политики, поддержкой гражданского мира и функциями адаптации и интеграции мигрантов должны заниматься государственные и негосударственные структуры – институты гражданского общества, правозащитные организации, коллективы предприятий, ассоциации мигрантов, диаспоры.
Этапы взаимоотношений Китая и стран Центральной Азии
Во взаимоотношениях Китая и стран Центральной Азии выделяется 5 этапов эволюции:
- на первом этапе, охватившем1992-2001 гг. шло установление контактов в области внешней торговли, страны выстраивали прямые двусторонние торговоэкономические отношения;
- на втором этапе с 2002 по 2005 гг. Китай наращивал свое экономическое присутствие в регионе;
- на третьем этапе, начавшимся с 2005 по 2009 гг. происходило внедрение в сектора национальной экономики стран Центральной Азии и выстраивание стратегического взаимопартнерства;
- на четвертом этапе с 2009 по 2015 гг. позиции Китая в национальной экономике стран Центральной Азии закреплялись, происходила реализация крупных межгосударственных проектов;
- пятый этап, начавшийся в 2015 г. продолжается и сегодня, идет инвестирование, расширение и углубление торговли, финансово-кредитное и валютное сотрудничество в рамках «Экономического пояса Шелкового пути».
Исходя из этого, Китай рассматривает страны Центральной Азии как составляющие транзитного пути. От того, насколько будут стабильны отношения с ними, зависит реализация китайской идеи, связанная с возрождением этого экономического пояса.
Инвестиционная политика Китая направлена на реализацию национальных интересов в Центральной Азии и заметно набирает обороты.
Пекин, овладев торговой и политической составляющими и, заняв первую позицию по прямым иностранным инвестициям в центральноазиатском регионе, развернул широкое инвестирование в их экономику.
Инвестиционный потенциал, который сегодня реализуется за границей, Китай накопил в ходе реформ, а инвестиционные возможности страны совпали с потребностями стран Центральной Азии. Китай в страны Центральной Азии за 2005-2020 гг. инвестировал 54, 18 млрд. Самые большие инвестиции пришлись на Казахстан – 34, 12 млрд., Туркменистан – 6,8 млрд., Узбекистан получил 6,21 млрд., Кыргызстан – 4,73 млрд., Таджикистан – 2,32 млрд. долларов. Китайские инвестиции в Россию составили 55,97 млрд. долларов. Правда, большая часть китайских инвестиций, а это 98 % связана с транспортировкой нефти и газа.
Инвестиции Китая в другие сектора экономики стран Центральной Азии небольшие и держатся на уровне нескольких десятков миллионов.
Китайская концепция прекрасно реализуется сегодня на таджикском направлении, поскольку страна заинтересована в алюминии, хлопке, меди, черных металлах. Таджикистан и Китай имеют совместные проекты, которые успешно реализуются. Среди этих проектов работа золотодобывающих предприятий «Заравшан» и «Горнопромышленной компании Таджикистана и Китая».
Помимо всего прочего, Таджикистан значительные площади своей территории предоставляет Китаю в аренду, например, 5 тыс. га земли китайская компания «Чжунтай» арендовала в Хатлонской области Таджикистана. В развитие инфраструктуры для создания текстильно-промышленного комплекса компания вложила более 20 млн. долларов.
Влияние Китая на Центральную Азию
Совместные крупные проекты Китая и стран Центральной Азии формируют тенденцию трудовых и нерегулируемых миграционных потоков из Китая в Республики Средней Азии.
В среднеазиатском регионе хорошо заметно присутствие китайцев в транспортной, строительной, торгово-экономической, сельскохозяйственной сферах, а также в сфере услуг.
Официальный Пекин отрицает стимулирование эмиграции своих граждан из страны, но, тем не менее, предполагается вероятность поощрения выезда за границу, хотя высокопоставленные чиновники этот факт в своих заявлениях не отмечают.
В целом ряде городов Китая в 2002-2003 гг. заграничные паспорта оформляли свободно, в результате возникло более 200 компаний, нанимавших китайских граждан для работы за рубежом.
Данное обстоятельство стало причиной роста нелегальной трудовой эмиграции в соседние страны.
Особое место в центрально-азиатском векторе китайской миграции занимает в настоящее время Казахстан. Специалисты выделяют следующие основные типы миграционных потоков в эту страну:
- репатрианты, на долю которых приходится основная часть китайских мигрантов;
- коммерческие и трудовые мигранты;
- нерегулируемые потоки мигрантов.
Большую долю мигрантов образует ханьское население Китая.
Поскольку идет развитие совместного китайского и казахстанского бизнеса, то постепенно увеличивается число трудовых и коммерческих китайских мигрантов в Казахстан.
Чтобы совместные проекты Китая и Казахстана были реализованы, предоставляется максимальное количество требуемых рабочих, и в результате получается, что более 60-70 % рабочих на территории Казахстана составляют граждане Китая. Легально работающих китайских граждан в Казахстане насчитывается около 10-15 тыс. – это вторая группа китайских мигрантов. К третьей группе относятся нелегальные трудовые мигранты.
Центр миграционных исследований Казахстана считает, что в стране число нелегальных китайских мигрантов превосходит число легальных трудовых мигрантов.
Нелегальная миграция, как правило, является причиной криминализации общественных сфер и способствует усилению коррупции среди служб, регулирующих миграцию.
Кроме этого, нелегальная миграция способствует росту теневого сектора экономики. Нелегалы трудятся без временной регистрации и уплаты налогов.
В принимающих странах Центральной Азии выделяется две стратегии китайских мигрантов:
- стратегия «позитивной интеграции», при которой формируется активная экономическая китайская диаспора, активно взаимодействующая с принимающим обществом, приспосабливающаяся к жизни в другой стране;
- стратегия «негативной интеграции» – формирование китайскими мигрантами изолированных анклавов.