Государственное и политическое устройство Великобритании
Официальное название страны – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Расположена страна в Западной Европе на Британских островах и занимает территорию 244,1 тыс. кв. км. Государственный язык – английский, а официальная религия – протестантизм.
Современная Великобритания является центром Содружества Наций, экономического и политического объединения стран, которые раньше входили в состав Британской империи. В Содружество входят 44 страны, включая Австралию, Новую Зеландию, Бангладеш, Мальту.
Страна является унитарным государством, частями которого являются Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия.
Административно-территориальное деление этих частей различно. Административные единицы Англии и Уэльса – графства, делящиеся на округа. Большой Лондон – это самостоятельная административно-территориальная единица, включающая 32 городских района и Сити.
Северную Ирландию делят на округа, а Шотландию делят на области.
Нормандские острова и остров Мэн, тоже самостоятельные административные единицы.
Великобритания не имеет конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя.
Великобритания – парламентская монархия с демократическим политическим режимом. Монарху как главе государства принадлежит много полномочий.
Он назначает членов правительства, включая премьер-министра, судей, дипломатов, офицеров вооруженных сил, высших служителей церкви, созывает и распускает парламент, накладывает право вето на законы, принятые парламентом и др.
Главнокомандующим вооруженными силами страны тоже является монарх, представляющий страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует с иностранными государствами договоры, объявляет войну и заключает мир. Однако фактически все полномочия монарха осуществляет правительство.
Законодательной властью обладает двухпалатный парламент со сроком полномочий не более пяти лет. Высшей палатой в парламенте является палата лордов, члены которой назначаются королевой или получают право по наследству.
Рисунок 1. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность правительства контролируется парламентом. Формирование правительства происходит после парламентских выборов и во главе его становится лидер победившей партии.
Правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента и, когда палата общин выносит правительству ноту недоверия, оно подает в отставку.
Что касается острова Мэн, расположенного в Ирландском море, то там существует собственный парламент - тинвальд, который является старейшим в мире. Принимаемые им законодательные акты без подписи английского монарха, легитимной силы не имеют.
Судебная система Великобритании
Англосаксонская модель правосудия характеризуется иерархической структурой, использованием прецедента и наличием присяжных заседателей.
Рисунок 2. Судебная система Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но, территории, входящие в состав Королевства имеют свои особенности правового механизма. На территории Англии и Уэльса, например, структура осуществления правосудия единая, а в Северной Ирландии и Шотландии действуют свои специфические учреждения. Созданная модель действует не только в самой стране, но и в Австралии, Новой Зеландии, на Мальте.
Для судебной власти Великобритании характерны особенности:
- отсутствие единой структуры;
- гражданские споры в основном рассматриваются в досудебных учреждениях;
- отсутствие единого центра, контролирующего все структуры;
- отдельное рассмотрение гражданских дел от уголовных и административных.
Судебная система имеет многоуровневую схему – в ней ввыделяют суды общей и специальной юрисдикции, трибуналы и арбитражи.
В судах активно используется прецедентное право. Дела рассматриваются на английском языке.
Гражданские дела рассматриваются в основном Судами графств (таких учреждений более 200). Судами высшей инстанции являются Апелляционный суд, Высокий суд, Суд Короны.
Решения нижестоящих инстанций обжалуются в апелляционном суде, где в заседании участие принимают от 2 до 5 судей. Есть среди них лорды. Судьи не учитывают показания свидетелей и новые доказательства, поэтому рассмотрения спора по существу не происходит. Судьи могут отправить дело на пересмотр в нижестоящую инстанцию.
В Высоком суде выделяют три структурных подразделения – Суд королевской скамьи, Канцлерское отделение, Отдел по семейным делам.
Наиболее тяжкие уголовные преступления рассматривает Суд Короны, в котором участие принимают несколько присяжных заседателей.
Верховный суд был учрежден в 2005 г. и начал исполнять все судебные функции Палаты лордов. Эта инстанция является высшим апелляционным органом.
Основные функции Верховного суда:
- ведение дел по децентрализации власти;
- обжалование споров, как гражданских, так и уголовных (кроме Шотландии);
- апелляция на решение морских и церковных судов;
- делегирование государственных полномочий;
- аннулирование нормативно-правовых незаконных актов.
Коллегия состоит из 12-ти судей, требования к которым достаточно высокие. Прежде всего, это безупречная репутация и большой опыт работы в сфере юриспруденции.
Должность судьи могут занимать до 70-летнего возраста. Смещение с должности может сделать только королева и британский парламент.
В основе действий судебного органа лежит акт о Конституционной реформе.
Англия и Уэльс имеют свои органы специальной юрисдикции. Трудовые споры регулируют апелляционные трибуналы, а роль судей выполняют члены профсоюзов и представители предприятий. Вопросами их компетенции являются незаконное увольнение работников, дискриминация на службе по половому и расовому признаку.
Структура судебной системы Северной Ирландии и Шотландии такая же, но отличается значительной автономией.
Британская демократия и ее особенности
Британцы, как принято считать, уважают закон и это справедливо, однако это не мешает им совершать множество правонарушений, например, уклоняться от уплаты налогов.
С одной стороны, британцы уважают законы, но с другой стороны, они пассивны в разработке новых законов.
Граждане страны не обязаны иметь документов, удостоверяющих личность, а те, кто такие документы имеют, носить с собой их не обязаны. Это же касается и водительских прав - их не обязательно держать при себе в машине. Предоставить полиции это документ по ее требованию можно в течение 24 часов.
В тоже время при всем этом либеральном отношении к своим гражданам, Британия является единственной страной в Западной Европе, где отсутствует акт о свободе информации. Правительственные инстанции могут не знакомить человека, о собранной о нем информацией.
Тот факт, что в стране существует секретная служба М16, британское правительство официально признало в 1992 г. Однако факт никого не удивил, и так все об этом знали. Признание секретной службы было вызвано необходимостью обоснования расходования средств налогоплательщиков.
Гражданин страны перед обществом имеет две обязанности – платить налоги и не нарушать законы.
В стране нет обязательной военной службы или другой государственной повинности, население страны совсем не обязано принимать участие в выборах, а при перемене места жительства, не обязано регистрироваться в государственных инстанциях.
Британская демократия предполагает, что в управлении страной и в законотворчестве обычные граждане принимают небольшое участие, и для радикальных перемен в парламенте не требуется особого голосования. Через парламент достаточно провести это как рядовой законопроект.
Если в других странах для конституционных изменений требуется референдум, то в Британии такого нет. За всю историю страны в ней был проведен только один общенациональный референдум в 1975 г. Он касался вопроса оставаться или нет в Европейском Сообществе.