Американский национальный юмор
Фундамент традиций, сформировавших американскую нацию, при всем богатстве культурных влияний остается англосаксонским. Американский фольклор и литература возникли как продолжение британских. Определяющим фактором, возможно, является психология первооткрывателей новых земель. В основном это были кочевники, авантюристы, любители приключений. У многих были проблемы с законом и страсть к легкой наживе.
Умный, бесшабашный, открытый американский юмор, прежде всего, был средством разряжения обстановки, возможностью отвлечься от непредсказуемой и опасной жизни на границах цивилизованного мира.
Склонность к преувеличениям является характерной чертой американского юмора. США лишены мифологического эпоса, и роль мифологических героев взяли на себя фольклорные персонажи.
Творцами фольклора были кочевники-первопроходцы с грубым юмором, свободолюбием и меркантильными интересами. Герои шуток и анекдотов, как Коннектикутский Янки, превращались в национальных и всенародных героев, истории о которых обрастали подробностями.
Марк Твен переносит Коннектикутского Янки ко двору короля Артура, и таким образом оригинальный американский миф встречается с классическим мифом Старого Света.
Относительная молодость и вторичность американской культуры хорошо компенсируется коллекционированием предметов искусства, мифологизацией прошлого, «культурным туризмом», который довольно часто обыгрывается в анекдотах. Приезжего американца европейцы видят как нувориша с низким культурным багажом.
Как считал М. Твен, размытые культурные стандарты в американском юморе выражаются в грубоватом нанизывании нелепостей, часто без всякого смысла и цели.
Рисунок 1. Чарли Чаплин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Не всегда американский юмор вписывается не только в эстетические, но и в этические рамки.
Надо сказать, что удельный вес черного юмора в американской культуре довольно высок. Психолог А. Зив черный юмор сравнивает с насвистыванием, когда ребенок идет по темной улице, а свист помогает ему отогнать страх. Таким образом, черный юмор является попыткой отгородиться от угрозы.
По мнению З. Фрейда человек таким вот образом подавляет негативную окраску неприятных ему вещей.
Авантюризм в сегодняшней Америке совмещается с уважением к закону, что особенно заметно у благополучной части общества. Порядок и законность подразумеваются здесь как бы априори.
Общая характеристика американского юмора
Какой тип юмора делает его американским, сказать трудно. Обычно он касается аспектов американской культуры и зависит от исторического и современного развития страны. Многие переменные как относительные, так и абсолютные оказывают влияние на то, что человек найдет юмористического в той или иной ситуации.
Влияние на это будет оказывать нравственная и умственная зрелость человека, уровень его образования и контекст. Отсюда, люди разных стран смешными будут видеть разные ситуации.
Персонаж «Янки» в книге К. Рурк, 1931 г. был определен как первая американская комическая фигура. Нация сочла его смешным – это был долговязый путешественник, устраивавший сложные розыгрыши и рассказывавший интересные истории.
Рурк сообщает, что американская комедия появилась после американской революции – страна в это время «освободилась от беспокойства о самосохранении», а люди стали считать себя «произведениями искусства».
Несмотря на то, что американский юмор предпочитает наблюдательные методы, его стиль является одним из основных продуктов и направлен на то, чтобы указать на очевидные аспекты американской культуры и подчеркнуть их нелепость.
Юмористический материал в США имел корни в разных культурах, самым сильным был приток комиков из Европы в течение всего XX в., например, Вуди Аллен, Братья Маркс, Мел Брукс и др. Во второй же половине XX в. на первый план были выдвинуты афроамериканские комедианты, благодаря таким телешоу как «Джефферсоны», «Субботняя ночь в прямом эфире», «Шоу Косби». Имена черных комиков стали нарицательными.
Самыми популярными американскими комиками в 80-90-е годы были Эдди Мерфи и Билл Косби.
Что касается комедии и сатиры в американской литературе, то здесь ранним примером является «Новый английский Ханаан» 1637 г.
Его автор Т. Мортон посвятил свой труд наблюдениям за коренными народами и английскими пуританскими колонистами.
Вторым примером являются «Развлекательные отрывки из войны короля Филиппа», принадлежащие Б. Черчу – здесь опытный пограничник ведет наблюдение за глупой тактикой ненужного конфликта.
Популярным в США в 1830 г. становится региональный юмор, например, «Сцены Джорджии» А. Б. Лонгстрита.
По мнению Э. Хемингуэя «отцом-основателем» американского юмора был М. Твен.
Рисунок 2. Марк Твен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе американского юмора лежит концепция стендап-комедии и переход от текстовых средств передачи юмора к перформансам и исполнителю.
Кроме М. Твена в США был еще один известныйюморист – А. Бирс, самым известным произведением которого является «Циничный словарь дьявола».
Американский юмор в журналах, мультфильмах, радиопередачах
Жизнь американцев отображается американскими карикатуристами со времен Томаса Неста.
Известные американские художники карикатуристы-юмористы – Чарльз Шульц, Скотт Адамс, Гэри Ларсон, Джонни Харт и др.
Из известных журналов к юмористическим относятся Mad, Humbug, Trump, Help, а также Hational Lampoon и Spu magazine.
Hational Lampoon появился как ответвление Harvard Lampoon в 1970 г. В журнале регулярно печаталась критика массовой культуры, контркультуры и политики. Влияние этого журнала распространилось на фильмы и комедийные программы. Журнал выходил до 1998 г.
В XX веке в США начинают снимать мультфильмы юмористического характера – самыми заметными были «Луни Тюнз», «Том и Джерри».
Популярных персонажей озвучивали Чак Джонс, Фриз Фреленг, Мел Блан. В сохранении популярности этих короткометражных фильмов артисты, озвучивавшие героев мультиков, сыграли большую роль.
Первыми комедиями о ситуациях были ранние радиошоу «Сэм и Генри». Из первых радиокомедийных сериалов наиболее яркими были «Гампс» , «Амос и Энди», дебют которых состоялся в 1928 г. на CBS.