Европейская модель системы социального страхования созданная на основе модели Бисмарка, не только жизнеспособна, но и довольно эффективна. Система гарантирует защиту тружеников от главных профессиональных и социальных рисков, застрахованные и страхователи объединены в товарищества по группам риска, осуществляющие свою деятельность под правовым государственным надзором.
Опыт Германии
Финансирование фондов страхования реализуется за счет страховых взносов, которые поступают от работодателей и застрахованных.
В Германии система социального страхования от несчастных случаев на производстве представлена тридцатью пятью профессиональными страховыми товариществами, отвечающими за страхование работников, которые заняты на предприятиях разных экономических отраслей Германии (в торгово-хозяйственной сфере и промышленности). Отдельные, но подобные системы социального страхования есть в сельскохозяйственной отрасли, где действуют двадцать товариществ, в системе муниципального и государственного управления, где их тридцать девять.
Социальное обязательное страхование не распространяется на профессиональных военных, судей, а также членов профессиональных товариществ работников умственного труда типа.
Опыт иных европейских стран
Всякое социально ориентированное общество имеет систему обязательного социального страхования от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Такая система живет и развивается в форме самостоятельного вида социального страхования против профессиональных рисков, ее деятельность урегулирована специализированным законодательством либо отдельным законом, который определяет страховых субъектов, их обязанности и права, принципы, механизмы и понятия страхования.
Деятельность национальных систем реализуется под государственным контролем, система каждого государства обладает рядом национальных особенностей, но большинство из них базируется на германской страховой модели и руководствуется ее опытом.
При выработке национальных законодательств по социальному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве применялись нормы права Международной организации труда, в том числе ее многих Конвенций.
В международной практике сформировалось две разновидности организаций этой отрасли страхования:
- в форме страховой системы на основе единого страхового фонда от профессиональных заболеваний и несчастных случаев, который построен по территориальному признаку;
- в форме страховой системы на основе отраслевых организаций страхования (по профессиональному признаку).
По первой форме организовано социальное страхование в большей части государств, самым ярким примером системы страхования по второй форме является система Германия.
Способы руководства системами по социальному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на предприятиях довольно разнообразны. Они варьируются в диапазоне от абсолютного контроля государства до ассоциаций, фондов, товариществ, а также частных компаний страхования, действующих на основе самоуправления.
Так, в Испании тридцать три организации по взаимному страхованию (ассоциации работодателей) реализуют страхование всех профессиональных категорий. В Швейцарии и Бельгии организации страхования являются общественными или государственными структурами, которые контролируют до восьмидесяти процентов страхового поля, частные страховые компании страхуют остальную часть работающих. В Дании страхование профессиональных рисков, трудящихся в негосударственном секторе обеспечено частными компаниями, а государство выступает страховщиком остальных категорий застрахованных лиц. В Финляндии и Португалии страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний реализуется частными компаниями страхования под контролем государства.
Мировой опыт показывает, что самыми эффективными являются страховые товарищества, общества или фонды (Франция, Германии), которые созданы на основе принципов трипартизма. Будучи независимыми в финансовом плане, они образуются по профессиональному (отраслевому) или территориальному признаку и находятся под государственным правовым контролем, который призван обеспечивать стабильность страховой защиты. Органы их управления образуются на паритетных началах из представителей трудящихся (застрахованных лиц) и работодателей (страхователей), исполняющих свои функции на общественных началах, а для оперативной работы создается рабочий аппарат.
Государство утверждает уставы обществ страхования, утверждает инструкции и правила в сфере охраны и гигиены труда, занимается контролем соблюдения норм законодательства в сфере социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
Национальные системы по соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев исполняют схожие задачи:
- помощь предприятиям в превенции профзаболеваний и несчастных случаев, надзор над соблюдением нормативов и законодательства по охране труда;
- восстановление здоровья лиц, пострадавших на производстве;
- выплаты компенсаций пострадавшим лицам и семьям погибших лиц.