Сущность страхования
Страхование — это контракт о защите интересов юридических и физических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в случае наступления определенных страховых событий за счет финансовых фондов, которые формируются страховщиками из страховых взносов (страховых премий).
Страховое дело (страховая деятельность) определено законодателями как деятельность в страховании, перестраховании, взаимном страховании, а также деятельность страховых актуариев и брокеров по оказанию услуг, которые имеют связь со страхованием и перестрахованием. Страхование является деятельностью, сглаживающей вредные последствия рисков.
Правовой режим обязательного и добровольного страхования
Характерные черты страхования:
- Вероятностный, непостоянный характер отношений;
- Возможность возврата средств страхователям;
- Замкнутый (строго очерченный) характер перераспределительных отношений;
- Целевое использование формируемого фонда.
Расходование ресурсов страхования осуществляется лишь в строго определенных ситуациях, которые обуславливаются условиями страхового договора.
Порядок заключения, а также условия страхового договора урегулированы нормами гражданского права.
Функциями страхования традиционно признаны следующие:
- предупредительная;
- распределительная;
- сберегательная,
- восстановительная.
В качестве самостоятельного элемента системы финансов РФ страхование является совокупностью отношений в экономике, при помощи которых через собираемые со страхователей (физических и юридических лиц) на обязательной и добровольной основе платежи, формируются специализированные страховые фонды финансовых средств.
Обязательное социальное страхование является частью системы государства по социальной защите населения, специфика которой - страхование трудящихся граждан от всевозможных изменений социального и (или) социального положения, в их числе по не зависящим от них обстоятельств, и реализуемое согласно Федеральному закону.
Деятельность по управлению системой обязательного соцстрахования возлагается на Правительство РФ. Обязательное страхование является формой страхования, где страховые взаимоотношения между страхователем и страховщиком создаются в силу закона. Для обязательных разновидностей государство нормативными актами или законодательно учреждает правила страхования, страховые тарифы и суммы, страховые объекты, а также определяет совокупность страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных.
Добровольное страхование является страхованием на основании добровольного согласия страховщика и страхователя заключать страховой договор. Договор по добровольному страхованию заключается согласно действующему законодательству. Закон может определить подлежащие страхованию добровольного типа объекты и более общие условия страховой деятельности. Определенные условия урегулированы правилами страхования, разрабатываемые страховщиком. Страхование этого вида всегда ограничивается по срокам страхования. В договоре существует начало и окончание срока. Непрерывность добровольного страхования обеспечивается лишь посредством повторного перезаключения договора на следующий период. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата страхового взноса ведёт к прекращению договора.
Режимы социального страхования
С точки зрения методик формирования и использования фондов социального страхования важно выделять режимы социального страхования, которые отражают главные принципы взаимодействия звеньев системы. Система социального страхования может строиться по одному из следующих принципов:
- Участие государства в образовании фондов социального страхования. В соответствии с этим принципом различаются коллективные и государственные режимы социального страхования. Система государственного социального страхования целиком подведомственна государству, управляющему ей, отчуждая денежные средства от страхователей. В коллективной системе социального страхования государство образует законодательную и нормативную базу, исполняет контролирующие функции, оставляя расходование и формирование фондов в компетенции организаций страховщиков и страхователей;
- Автономная основа фондов страхования. При этом различают фонды, которые ассоциированы с бюджетом государства, и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут заимствоваться для финансирования иных потребностей государства; во втором — фонды не являются зависимыми от средств бюджета. Автономные фонды могут являться как государственными, так и быть подведомственными организациям взаимного страхования и страховым компаниям.
Выбор какого-либо режима организации социального страхования слабо зависит от финансовых и экономических факторов. Принципы организации социального страхования определены в наибольшей степени историческими, национальными и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью. Возможные формы организации социального страхования:
-
Государственное:
- ассоциированное с госбюджетом,
- внебюджетные страховые фонды.
-
Коллективное:
- государственные страховые организации
- организации взаимного страхования и частные компании
Для любого режима социального страхования характерными являются собственные формы организации и инфраструктура. Национальные системы социального страхования отличаются выбором страховщиков, то есть тех организаций, которые реализуют сбор и расходование средств. К примеру, в Великобритании главным звеном инфраструктуры социального страхования государственного типа, который ассоциирован с бюджетом государства, является Национальный страховой фонд. В Германии, где социальное страхование обладает коллективным характером, и реализуется организациями по взаимному страхованию, главным элементом инфраструктуры являются кассы взаимного страхования. Кроме централизованной и децентрализованной системы социального страхования есть еще смешанные модели, представляющие одновременно и те, и иные формы (Франция, Япония, Швейцария).