Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Статистика рынка

Определение 1

Статистика рынка – это отрасль статистической науки, занимающаяся исследованием различных аспектов рыночной деятельности, рыночных отношений в системе национального хозяйства.

Будучи научной отраслью статистика рынка имеет свои цели, задачи, предмет и объект исследования. Статистика рынка занимается разработкой методов исследования рынка и его отдельных сторон, областей, формируя для этих целей систему показателей.

Цели и задачи статистики рынка

Цель статистики рынка заключается в объективной и всесторонней оценке текущего состояния рынка в определенный период времени, а также в выявлении закономерностей и тенденций его развития.

Основным объектом исследования является рынок, который представляет собой сложную систему взаимоотношений между различными продавцами и покупателями.

Достижение поставленных целевых ориентиров данной научной отрасли требует решения следующих задач:

  • сбор и анализ статистической информации;
  • оценка состояния рынка;
  • анализ рыночной структуры;
  • изучение динамики развития рынка;
  • проведение регионального анализа.

Кроме того, статистика рынка помогает оценить экономические и социальные последствия развития рынка, выявить его тенденции на уровне всего национального хозяйства, в территориальном и отраслевом разрезе.

Предмет статистики рынка

Рынок - это сложная система взаимодействия между продавцами и покупателями, где происходят постоянные изменения и влияние множества факторов. Чтобы успешно адаптироваться к условиям рынка и эффективно регулировать его процессы, необходимо проводить статистические исследования. Статистика позволяет получить информацию о состоянии рынка, его структуре, динамике и колебаниях, а также прогнозировать его будущее развитие. Государственные структуры, занимающиеся регулированием рынка и разработкой социально-экономической политики, находят в статистике рынка необходимые данные для принятия решений. Она также является важным инструментом для служб маркетинга. Кроме того, статистика рынка товаров и услуг способствует развитию экономической теории, так как она помогает выявить новые закономерности и тенденции, проверить гипотезы и предположения. Важной функцией статистики рынка является информирование общественности о развитии рынка и его процессах, которые влияют на общество в целом и его отдельные слои.

«Статистика рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предметом статистики рынка являются массовые явления и процессы, которые подлежат количественной оценке и обоснованию.

При изучении рынка необходимо применять системный подход, учитывая его внутреннюю структуру, иерархию элементов и взаимодействия. Рынок товаров и услуг включает в себя следующие подрынки:

  • рынок средств производства, в том числе, природного сырья, сельскохозяйственных продуктов, промышленной продукции;
  • рынок предметов потребления;
  • рынок услуг, включая производственные и потребительские услуги.

Каждый из этих рынков в свою очередь может быть разделен на локальные рынки или рынки отдельных товаров. В зависимости от целей проводимого статистического исследования массовые рыночные явления могут рассматриваться в более узком разрезе. Это означает, что исследованию подлежит не весь рынок товаров и услуг, а только его определенная часть. Также, могут быть проанализированы рынки отдельных видов товаров или услуг по их конкретным группам. Это обеспечивает более узкую ориентацию исследования, что делает его результаты более точными и полными.

Статистика, также, исследует динамику рынка. Она может составлять предмет статистического исследования в конкретном случае, отражая возможности развития рынка, перспективы его роста или отражая наличие актуальных проблем и необходимости их решения.

Методология статистики рынка

Методология изучения рынка, проведения его статистического исследования основывается на принципах статистического анализа и разрабатывается с учетом целей и задач исследования. При выборе методов анализа не всегда необходимо прибегать к сложным эконометрическим моделям, так как часто можно получить нужные выводы, используя более простые подходы. Важно помнить, что статистический анализ является средством для получения обоснованных оценок и выводов о рыночных процессах и явлениях, а не самоцелью.

Важное значение в анализе рынка имеют абсолютные показатели, значение которых велико, но не всегда оценивается на должном уровне.

Размеры рынка, его потенциал, объем товаров, участвующих в обороте, действие рыночного механизма, размер прибыли, полученной на рынке, и другие показатели эффективности рыночной деятельности объективно характеризуют состояние рынка и служат основой для прогнозирования. Относительные величины, такие как уровень, координация, структура и динамика, также играют важную роль в анализе рынка.

Они позволяют:

  • оценить рыночную ситуацию;
  • определить скорость и направление изменений рынка и его отдельных сегментов;
  • сопоставить деятельность на рынке с работой конкурентов;
  • отразить пропорциональность развития рынка.

Роль планирования рынка на макроуровне изменилась. Оно больше не имеет директивного характера, однако на микроуровне оно остается неотъемлемой частью процесса. План маркетинга и контрольные цифры используются для оценки выполнения договорных обязательств и точности прогноза. Важным методом анализа рынка остается группировка данных. Она позволяет выделить типичные группы из многообразия рыночных сегментов и структур, выявить связи и зависимости. Также применяются многомерные группировки для более глубокого анализа.

Изучение закономерностей рынка требует анализа различных факторов, включая ряды распределения и вычисление их характеристик. Для анализа состояния рынка, распределения товарооборота по территориям и других показателей, используются специфические методы регионального анализа. При изучении межрегиональных товарных потоков, статистические показатели играют важную роль в определении положения регионов, а также позволяют оценить устойчивость, сбалансированность и направленность социально-экономических процессов, которые происходят на их территориях.

Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot