Социологические идеи А. С. Звоницкой
Агнессу Соломоновну считают первой женщиной-социологом, родившейся на территории Российской империи. Она появилась на свет в Киеве в 1897 году, а умерла в 1942 году. Ее талант начал проявляться очень рано, а интерес к общественной жизни и социологическим идеям отразился в одной из наиболее ранних работ, которая была опубликована, когда Звоницкой было всего 17 лет. Работа была выпущена под названием «Опыт теоретической социологии», и состояла из четырех томов. К слову, работ у Агнессы Соломоновны было гораздо больше, но исследователи ее биографии говорят о том, что большая их часть была попросту не издана.
Главное понятие, рассматриваемое Звоницкой – это понятие «социальные связи». Она неоднократно подчеркивала, что учение о социальных связях является основным предметом теоретической социологии, поэтому любые явления необходимо рассматривать через призму человеческих взаимодействий и, соответственно, через те социальные связи, в которые вступают индивиды для осуществления жизнедеятельности.
Когда люди общаются друг с другом, то между ними возникают довольно специфические связи и взаимоотношения, которые, как писала сама Агнесса Соломоновна, выступают в виде «общности сознания и деятельности». Действительно, людей объединяют общие цели и интересы, общие потребности и возможность именно в таком взаимодействии они могут добиваться большего успеха в различных отраслях деятельности.
По сути, люди вступают в социальные связи с несколькими целями:
- Реализовать свои совместные интересы и потребности;
- Обменяться опытом и знаниями в отдельных отраслях;
- Достигнуть поставленные цели и задачи, которые легче и эффективнее осуществить именно в рамках совместной деятельности.
Общность сознания и деятельности, а также подобное общение Звоницкая определяет в качестве передачи содержания одного сознания другому сознанию. Таким образом, люди начинают чувствовать друг друга, находят взаимопонимание, осознают, что только в тандеме из двух человек (или в команде, если люди поддерживают те же самые интересы и желания) можно достичь большего успеха, потратив на это меньше времени.
По сути, в основе идей Звоницкой лежит «подражание», ранее описанное Габриэлем Тардом, и это подтверждается тем, что сама Агнесса Соломоновна неоднократно ссылается на зарубежного классика, упоминает его в своих работах как прямо, так и косвенно.
Категория общения у Звоницкой очень тесно связана с категорией подражания, и в некотором смысле два эти понятия уравниваются друг с другом, могут быть равнозначны в том или ином контексте. Важно также подчеркнуть, что и общение, и подражание выступают в качестве достаточно естественной предпосылки, которая лежит в основании социальных связей, возникающих между людьми и отдельными социальными сообществами.
Таким образом, социологические идеи Звоницкой в большей степени ориентированы на рассмотрение социальных связей во всех их многообразных формах и проявлениях. Взаимодействия предполагают активную деятельность всех задействованных в них индивидов, постоянно возникают новые формы социальных связей, которые трансформируются в зависимости от интересов и потребностей индивидов.
Роль общения в развитии личности по А. С. Звоницкой
Звоницкая уделяет большое внимание категории «общение». Она подчеркивает, что значение общения заключается в том, что в процессе его реализации происходит формирование личности и ее всестороннее развитие. Развитие – это также сложный процесс, и Звоницкая подразделяет его на несколько главных моментов, которые важно учитывать, чтобы личность развивалась всесторонне и гармонично, отвечала всем требованиям современности, могла успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. К моментам относятся такие, как:
- Проективный момент, который предполагает, что личность получает самые основные сведения и знания об окружающей психологической среде, воспринимает их, интерпретирует и воспроизводит на практике, то есть проектирует в социальную реальность;
- Субъективный момент, который выражается в самосознании личности, в том, что человек способен весь полученный объем данных и знаний обобщать и типологизировать в соответствии с различными сферами своей деятельности;
- Эективный момент, выраженный в системе ожиданий в рамках социума. Это значит, что человек может соотносить свои интересы и ожидания с интересами и ожиданиями других членов общества, а также организовывать совместную деятельность, если он уверен в том, что цели и ожидания действительно совпадут.
Первый и третий моменты в большей степени играют роль для самосознания личности: человек воспринимает окружающую его информацию, а после этого интерпретирует ее реальности, может также переносить информацию на другого человека, оценивать его поведение складывающихся условиях. По реакции он может понять, насколько сам верно интерпретировал все процессы, верно ли «прочитал» другого человека, его интересы, правильно ли выбрал того, с кем в дальнейшем может реализовывать цели и задачи. Таким образом, в общении Звоницкая в большей степени ориентирована на понятие «эективации» - ожидания. Эективация лежит в основе общения индивидов друг с другом, а также составляет природу социальной связи. Как ранее мы уже отметили, распространенная форма эективации – это подражание, при котором человек для достижения поставленной цели может подстраиваться под оппонента, перенимать часть его привычек или поведение, чтобы достичь необходимого результата.
Когда ожидания человека подтверждаются, то общество развивается в рамках нормативности: происходит развитие, присутствует понимание мотивов и целей в рамках группы. Если же эективация не срабатывает, то между индивидами может возникнуть конфликт, который также может распространиться на все общество, которое разделяется на несколько лагерей: кто-то за, кто-то против, а также те, кто сохраняет нейтралитет для того, чтобы не вмешиваться в конфликтную ситуацию и не становиться ее частью, как это часто бывает.