Образование и высшее образование
Образование – это процесс и результат освоения определенной системы знаний, умений, убеждений и взглядов, то есть упорядочивание их совокупности на основании заранее заданных принципов и задач.
Образование человека проявляется результатами его деятельности, творческом развитии способностей, формами общения и поведения. Образованный человек всегда культурный, владеющий не только профессиональной компетентностью, но и многими другими формами культуры.
Высшее образование – это ступень профессионального образования, следующая за средним общим или средним специальным образованием.
Высшее образование в социуме выполняет две взаимосвязанных функции:
- функция воспроизводства, направленная на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей;
- функция развития, направленная на развитие человеческой личности и целостного общества.
Образование – это один их способов человека войти в мир культуры.
Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности.
Образование – это фактор, который воздействует на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения.
Образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.
Сегодня в мире объединяются усилия в области образования, направленные на решение не только локальных, но также глобальных человеческих проблем, таких как:
- интерсоциальные проблемы – предполагают сдерживание распространения ядерного вооружения и предотвращение новой мировой войны, гармонизация экономических отношений развитых и отстающих стран, противостояние терроризму и пр.;
- проблемы, которые порождены взаимодействием общества с природой – направлена на предотвращение деградации природы, обеспечение продовольствием стремительно возрастающего населения Земли и пр.;
- проблемы взаимоотношений человека и общества – преодоление проблем в сфере здравоохранения, которые обусловлены экономическими, а также социокультурными факторами – наркоманией, алкоголизмом, стрессами и пр.; снижение возрастания числа людей с физическими и психическими проблемами, создающими угрозу для человеческого генофонда.
Причина всех названных выше проблем – в первую очередь, сам человек и его недостаточный уровень образования, а также его неразвитые способности ориентирования в современных реалиях.
Роль высшего образования
Происходящая в современном мире информатизация мирового сообщества – научный и реальный факт. Сильнее всего возрастание роли знаний и информации в развитии современного общества отразилось в концепции информатизации общества, становлении информационной цивилизации. Информация и знание превращаются в фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе экономического развития. То, что знанию отводится ключевая позиция в экономическом становлении, оно становится основным источником стоимости в постиндустриальном и информационном обществе, радикально изменяя место образования в структуре общественного существования и существования таких ее сфер как экономика.
Получение новых знаний, умений и информации, а также потребность их перманентного обновления и развития превращается в фундаментальную характеристику работников постиндустриальной экономики.
Новый тип экономического развития, который утвердился в информационном обществе, вызывает необходимость изменения профессии на протяжении жизни, а также постоянного повышения своей квалификации.
Сфера образования значительно пересекается с экономической сферой в информационном пространстве. Образовательная деятельность превращается в важный компонент экономического развития. Личность в информационном обществе получает ряд новых возможностей для развития и самореализации, а также для использования этих возможностей. Чтобы реализовать это, в полной мере необходимо проводить активную деятельность по образованию граждан. Сфера образования в общественной структуре постиндустриального общества тесно связана со всеми элементами этой структуры, а также от общественной структуры зависит протекание общественного развития.
Социальная значимость образования во многом определяется следующими факторами:
- понимание все увеличивающейся частью общества того, что высшее образование сегодня превращается в базовое, минимально необходимое для творческой деятельности, приносящей человеку максимум удовлетворения;
- повышение ценности образования в глазах многих людей, необходимость базового образования для более успешного самообразования, обретения самоуважения и повышения самооценки, расширения круга человеческого общения посредством включения в круг людей с другим культурным менталитетом.
В последние десятилетие роль высшего образования значительно изменилась, оно стало доступнее широким массам, а количество обладателей дипломов неукоснительно возрастает, как возрастает и количество предложений о квалифицированной рабочей силе и ее избыток позволяет работодателям выбирать специалистов из огромной массы, то есть повышать требования к уровню подготовки специалиста.
Образование выступает важной составной частью системы воспроизводства рабочей силы.
Высшее образование должно передать знания, умения и сформировать качества, позволяющие выпускникам изучить ряд профессиональных ситуаций и адаптироваться к неожиданным поворотам в процессе изменений технологических процессов, организации труда и структуры профессии. Высшее образование выполняет важнейшую социальную задачу: оно выступает в качестве средства осуществления социальной справедливости в обществе.
Формированию и эффективному функционированию системы высшего образования отводится важная роль, так как оно выступает важнейшим условием социально-экономического развития страны, а также всестороннего развития личности, что является одним из основных направлений социальной политики.