Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования

Определение 1

Ученая степень – это ранг научного сотрудника в квалификационной системе, отражающий уровень его достижений в академической карьере.

Значение ученых степеней и ученых званий

В условиях информатизации всех сфер общественной жизни, расширения информационного пространства особое значение приобретают усилия государства по развитию и реализации научного потенциала общества и подготовке высококвалифицированных специалистов в приоритетных для социально-экономического развития государства и мирового сообщества в целом областях.

Сегодня научная и образовательная деятельность остаются важнейшими факторами культурного, политического, социально-экономического развития отдельных территорий, мирового сообщества в целом. Обмен специалистами в условиях глобализации, интеграции, информатизации общественных процессов приобретает значение гаранта успешного экономического развития.

Статья: Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Присуждение ученых степеней и ученых званий является инструментом официального подтверждения квалификации специалистов в научной деятельности, его значения в учебно-воспитательной деятельности высшего учебного заведения. Кроме того, присуждение ученых степеней и ученых званий играет прикладную роль, выступая инструментом аттестации сотрудников научной сферы.

Необходимо отметить, что присвоение ученых степеней и званий осуществляется в западноевропейских университетах с XII в. Так, например, в Болонском университете в указанный период присуждались ученые степени «доктора философии» и «доктора права». С XIII в. в Парижском университете введена степень доктора богословия.

Первоначально научным деятелям присуждалась степень лиценциата, которая подтверждала, что лицо сдало экзамен и представило письменную работу, а степень магистра присуждалась лицу, которое успешно выдержало экзамен по специальности. Система «магистр-доктор» сформировалась в XV-XVII вв. С увеличением количества университетов на территории Западной Европы она была введена в большинстве стран и закреплена положениями уставов университетов. Когда в XVI в. университеты были преобразованы в государственные учреждения, был утвержден процесс защиты диссертации на заседании ученого совета. В XIX в. вопросы присуждения ученых степеней стали подконтрольны органам публичного управления и регламентировались положениями законодательства.

«Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важно подчеркнуть, что используемые системы ученых степеней и званий имеют в каждом государстве национальные особенности. Поэтому ввиду процессов глобализации и интеграции мирового сообщества перед участниками Болонского процесса поставлена цель обеспечения:

  • понимания по типу диплома об образовании и сделанных в таком дипломе записей уровня образования;
  • понимания по типу диплома об образовании и сделанных в таком дипломе записей программ обучения, которые освоил обучающийся.

Иными словами, участники Болонского процесса стремятся к тому, чтобы уровень квалификации специалиста был понятен исходя из типа диплома и сделанных в нем записей. Это актуализирует проблему унификации ученых степеней и званий для формирования единой системы высшего образования. Сегодня указанная проблема решается посредством взаимного признания на основе соглашений документов, подтверждающих получение образования.

Необходимо отметить, что еще до утверждения Болонской декларации была подписана Хартия университетов, следуя которой университеты выступают в современном мировом сообществе в качестве центров культуры, науки и научных исследований. Университеты согласно Хартии независимы от политико-экономической ситуации в стране, а учебный процесс должен быть ориентирован на общественные требования и неотделим от научно-исследовательской деятельности. При этом университетам гарантируется автономия, а преподавателям и обучающимся свобода выбора места обучения и инструментов преподавания.

Ученые степени и ученые звания в современной зарубежной науке и высшем образовании

В конце XX в. большинство европейских государств, в частности Россия, а кроме того, США, Канада, Австралия и др. подписали Конвенцию относительно признания квалификации, которая относится к высшему образованию в Европейском регионе. Для взаимного признания документов, подтверждающих определенный уровень образования, используются два основных предусмотренных конвенцией инструмента:

  • европейская система переводов кредитов;
  • приложение к диплому, содержащее исчерпывающее описание квалификации, перечень освоенных дисциплин, а также оценки и полученные кредиты.

Важным этапом построения единой европейской системы ученых званий и ученых степеней является подписание министерствами образования стран Франции, Германии, Великобритании и Италии совместной декларации о приведении к единообразию структуры системы европейского образования (это Сорбонская декларация). В качестве ключевой идеи декларация фиксирует формирование на территории Европейского сообщества открытой системы высшего образования, которое:

  • позволило бы сберечь культурное наследие и разнообразие отдельных государств, народов;
  • позволило бы создать единое пространство для преподавания и освоения учебных дисциплин, предоставляющих населению европейских государств неограниченную возможность по передвижению и сотрудничеству с высшими учебными заведениями.

Названная декларация обусловила принятие декларации об архитектуре высшего образования на территории европейских государств. Эта декларация утверждает принципы, изложенные в Сорбонской декларации, и определяет следующие цели для государства-участниц:

  • международная конкурентоспособность;
  • подвижность и гибкость;
  • востребованность на рынке труда отдельных европейских государств, всего Европейского сообщества в целом.

Итак, усилия европейских государств направлены сегодня на формирование единого образовательного пространства за счет:

  • приведения к единообразию образовательных систем стран-участниц;
  • введения единых академических степеней бакалавра и магистра;
  • установления единых сроков прохождения подготовки для бакалавров и магистров и пр.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot