Давыдов Юрий Николаевич (1929 - 2007), советский и российский философ и социолог
От философии к философии социологии
Юрий Николаевич учился на историческом факультете Саратовского государственного университета. Он уже с первого курса его привлекала философия с ее широкими обобщениями. В итоге, Ю. Давыдов написал сразу две дипломные работы – одну по истории с философским уклоном, вторую – по чистой философии, сейчас бы сказали по социальной философии, но тогда такой формой был истмат (исторический материализм): «К вопросу о месте науки в системе общественных отношений».
Ученым был сделан выбор в пользу философии. Через несколько лет ему удалось пробиться в аспирантуру Института философии в Москве. Диссертация была посвящена Гегелю, и после ее защиты Юрия Николаевича устраивают на работу в «Философскую энциклопедию». Позже Дывыдов переходит трудиться в Фундаментальную библиотеку АН старшим научным сотрудником, заведующим сектором философии (куда включалась и социология). Вот так ученый находит свою стезю.
Научные интересы Ю.Н. Давыдова
Для многих поколений ученых-гуманитариев Юрий Николаевич Давыдов был некоей константой культурной жизни страны. Например, в конце 50-х появляется «Феноменология духа» Гегеля с великолепным предисловием Ю. Давыдова, позволяющим не только узнать новые имена, но и новые возможности понимания самого Гегеля.
На протяжении его научной деятельности у него было несколько творческих проектов – в начале 60-х годов он стал популярным за свой неомарксистский трактат «Труд и свобода», который был переведен на многие языки и в течение нескольких десятилетий высоко ценилась учеными.
Позже он откажется от неомарксизма и полностью посвятит себя теоретической социологии и станет в этой области ключевой фигурой. Считается, что это именно Юрий Николаевич поставил вопрос об этом направлении в единственно правильное русло. В сферу его интересов входила и история социологии, и разработки современных социологов. Работы Ю. Давыдова написаны очень интересно: главным было не история создания теории, а сама теория, которую внимательный читатель должен был извлечь из книги. В итоге, он стал основателем крупной отечественной школы в области истории и теории социологии.
Еще одной научной темой, разработке которой он посвящал много времени, была социология культуры и искусства. В теории этого направления Юрий Николаевич попытался те проблемы, традиционно считавшиеся прерогативой эстетики и философии искусства, перевести в более конкретную плоскость. По мысли ученого социологию искусства художественная культура должна интересовать не как следствие определенных исторических условий, а как причина специфической творческой деятельности. Социологическим феноменом искусство становится только в том случае, если рассматривать его в аспекте восприятия его публикой, различными социальными слоями и группами. Большое значение имеют работы Ю. Давыдова, в которых он рассматривает социально-философские проблемы свободы, нравственности, а также методологическим проблемам эволюции общесоциологической теории на Западе и в России
Научная деятельность ученого
Юрий Николаевич был еще и отличным организатором науки и администратором, и на протяжении нескольких десятков лет что-нибудь возглавлял: секторами в Фундаментальной библиотеке по общественным наукам и в Институте истории искусств, отдел в Институте социологических исследовании АН СССР. У него были аспиранты, молодые сотрудники, которым он отдавал много сил, десятки людей называли и по сей день называют себя его учениками.