Сущность общества потребления
Общество потребления – это понятие, которое используется в современной науке для того, чтобы актуализировать совокупность общественных отношений, которые выстраиваются на основании принципа индивидуального потребления товаров и услуг, которые производятся в неограниченном количестве и могут удовлетворить потребности всех желающих.
Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и ресурсов, что приводит к формированию соответствующей системы ценностей и установок в мировоззрении людей. Безусловно, у общества массового потребления есть свои плюсы и минусы, но исследователи в большей степени рассматривают его как ориентированное на производство большого количества товаров и услуг, которые не всегда отличаются высоким качеством, но люди в погоне за брендами не могут отличать качественные товары от некачественных, для них важно имя товаров, отсутствие высокой стоимости и возможность продемонстрировать его большинству как товар, который хотят приобрести все.
Общество потребления стало следствием стремительного развития капитализма, которое также сопровождалось бурным экономическим и техническим общественным развитием. Вслед за этим наступили также и различные социальные изменения. Например, выросли доходы некоторых категорий населения (конечно же, преимущественно тех, которые относятся к высшим слоям, то есть буржуазии), снизилась продолжительность рабочего дня. Ведь ручной человеческий труд постепенно сменялся машинным, в результате чего отступила любая необходимость в том, чтобы использовать человека все время производства. Третье следствие – это рост свободного времени, когда человек мог больше посвятить себя саморазвитию, поиску новых интересных занятий и хобби.
Размывание классовой структуры, несмотря на достаточно активное протекание, не смогло оказать сильного влияния на структуру в целом. Богатые по-прежнему оставались богатыми, а бедные стремились использовать любые возможности для того, чтобы в дальнейшем стать более обеспеченными и суметь удовлетворить свои многочисленные потребности в разных товарах и услугах, которые привлекали их. В целом, производство расширилось, у людей появился выбор в том, какую музыку слушать, как одеваться, в какой работе принимать участие. Вместе с этим выросли и потребности, но не все их можно было удовлетворить, так как рост доходов не был значительным, поэтому приходилось отказывать себе во многом, устраиваться на работу, и не на одну.
Несмотря на это, люди отмечали рост уровня жизни, акцентировали внимание на том, что жить стало легче, потому что появился реальный выбор. Но вместе с благоприятными процессами были и отрицательные, и некоторые из них мы уже отметили: отсутствие высоких доходов. Вертикальной мобильности в большинстве случаев, перспективы, стремление овладеть большими товарами и услугами, при этом вступление в долговые системы. В обществе все еще закрепилось два основных класса – верхний и низший, каждый из которых обладал своими уникальными характеристиками. Высший слой обладал властью, мог позволить себе гораздо больше, в то время как низший слой осуществлял работу в пользу высшего.
Особенности структуры общества потребления
Структура общества потребления начала раскрываться еще в процессе исследований, которые проводились К. Марксом. Ученый утверждал, что в развивающемся капиталистическом обществе есть два основных социальных класса, которые отражают специфическую структуру общества потребления в целом. К таким классам он отнес:
- Буржуазию;
- Пролетариат.
Буржуазией считались представители социального класса, которые имели собственность на средства производства, а вот что касается пролетариата, то это в основном граждане, которые были вынуждены зарабатывать средства для проживания наемным трудом. Были третий класс, к которому относились ремесленники и торговцы, которые работали преимущественно на самих себя. Они не использовали чужой наемный труд, и при этом не стремились сами стать наемными рабочими, поскольку не желали находиться в зависимости от других категорий и социальных классов.
Такая структура общества в потребительском мире была довольно устойчивой, и слабо менялась с годами. В постиндустриальном обществе существуют классы, которые делятся на категории в зависимости от собственного благосостояниями, а также от того, есть ли у них какие-либо средства производства. В современном обществе потребления увеличивается число третьего класса, он усложняется в своей структуре. К нему примыкают мелкие предприниматели, квалифицированные рабочие, которые получают заработную плату за свои услуги и, соответственно, за свой труд. Также к третьему классу относятся менеджеры и служащие, которые все же не могут похвастаться высокими уровнями доходов, поэтому чаще живут не в самых позитивных для них условиях. Тем не менее, их число ежегодно растет, и связано это с тем, что в целом такие профессии проще всего получить, а количество рабочих мест ежегодно возрастает из-за притока выпускников.
Общество потребления отличается своими потребностями и интересами, которые постоянно возрастают по причине того, что вокруг людей увеличивается число разнообразных товаров и услуг. Они в большей степени привлекают потребителей, заставляют их пользоваться товарами и услугами, выбирать из всего множества те, что подходят им в соответствии с их интересами. Товары можно сравнивать, но не все могут позволить их себе в том объеме, в каком им хотелось бы. Связано это, безусловно, с тем уровнем доходов, а также с уровнем материально-технической базы, которой располагают современные представители социальных классов. Поэтому в обществе потребления упор делается не только на доходную часть, но и на то, насколько товары и услуги в целом вписываются в современную картину мира, и смогут ли они заинтересовать потребителей в тех или иных областях.