Элементы социальной структуры государства
Социальная структура государства отображает иерархию членов общества по степени участия в государственной власти.
По указанному выше критерию современное российское общество (опираясь на подход Т. Н. Заславской) можно разделить на следующие слои:
- "Верхний слой" - наиболее привилегированный, но самым малочисленный (по ее мнению он составляет - 7% всего населения). Он играет роль реального субъекта реформ, поскольку состоит из элитных и субэлитных групп, занимающих ключевые посты как в органах государственной власти, так и в силовых и экономических структурах. При этом непосредственной политической силой обладают не более 0,5 %, а остальные 6,5 % являются успешными предпринимателями, директорами крупных и средних, приватизированных в начале 90 годов предприятий. Политический класс относится к правящему, в силу того, что в его компетенцию входит управление и распоряжение властными ресурсами. О. В. Крыштановская считает, что «политическая элита - правящая группа общества, стоящая на вершине государственной пирамиды, контролирующая основные, стратегические ресурсы власти, принимающая решения общегосударственного уровня. Политический класс формирует элиту и одновременно является источником ее пополнения. Беляева Ю.Ю. в своем исследовании также отмечала, что за принятие любого политического решения отвечает группа, в состав которой входят представители различных слоев политической элиты, обладающие определенным объемом ресурсов, необходимых для оказания влияния на процесс принятия государственных решений . К таким группам Ю. Беляева относит политические элиты, входящие в состав органов государственного управления, участие которых в процессе принятия государственных решений зависит прежде всего от степени их ресурсообеспеченности.
- «Средний слой» (20 % населения), в который входят мелкие предприниматели, менеджеры средних и малых предприятий, бюрократы среднего звена, офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие.
- «Базовый слой» - наиболее многочисленный (60% населения) , включающий интеллигенцию (специалистов), полуинтеллигенцию (помощников специалистов), технических служащих, работников массовых профессий в сфере услуг и торговли, а также рабочих. При этом именно данный слой из-за блокирования реализации жизненно важных целей может стать выразителем массового протеста.
- «Нижний слой» (8%), включающий малоквалифицированных и неквалифицированных работников, безработных, беженцев и других. Они характеризуются низким деятельностным потенциалом, неспособностью к успешной социальной адаптации.
- «Социальное дно» (5 %), состоящее из преступных и полупреступных элементов, а также асоциальных личностей, то есть наркоманов, алкоголиков, бродяг и тому подобные группы .
Особенности социальной структуры российского государства
В российском обществе глубоко укорены патерналистские традиции, взяточничество и мздоимство и потребность в «сильной руке», способной навести общественный порядок. Этим и обусловлен субъектный тип политической культуры россиян, когда надеются не на себя, а на доброго правителя, когда отсутствует собственная инициатива и ответственность. В российской политической культуре властные отношения реализуются скорее неформальным путём, а не на основе формализованных бюрократических процедур.
Правила игры здесь являются продолжением традиций, а правовой контроль их соблюдения вовсе не предусматривается. Понимание закона как рамки с зачастую нечёткими, изменчивыми контурами придает ему статус особой реальности: оставаться в рамках закона — значит уметь манипулировать его нормами, а вместо «игры по правилам» акторы ведут «игру с правилами», в процессе которой происходит их деформализация.
Концепция социума клик, предложенная в середине 1990-х годов, А.Д. Хлопиным, как ничто иное точнее всего описывает особенности организации российской социальной реальности. Пространство социума клик не предполагает развёртывание политических позиций, предполагающих согласование социальных идентичностей, в нем проблематично формирование любых политических образований, таких как партий, движений и идейных течений. Процесс политического согласования заменяется иными, прежде всего силовыми, административными процессами.
Российский порядок в данном контексте может быть охарактеризован как кликократический. Для такого социума характерно воспроизведение властных отношений, в основании которых, как правило, господство и подчинение, отсутствие грамотных механизмов координации частных интересов с общественными, формулирование целей общества властью (а если точнее, то властными кликами) и навязывание их с помощью силы и принуждения. Взаимодействие индивидов в сфере властных отношений происходит по неформальным, неполитическим правилам: сговора, закулисных договорённостей и внутрипартийной, внутри административной борьбы в противовес присущей демократическому порядку политике, понимаемой как «честная игра по формальным правилам».