Социальная сфера: сущность понятия
В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.
Сегодня авторы используют понятие «социальная сфера» в нескольких ключевых значениях:
- Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
- В качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей.
Чаще всего в этомвтором смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).
Особенности социальной сферы Японии
Социальная сфера Японии достаточно широко охватывает социальное обслуживание, социальное страхование и общественное здравоохранение. Как и в других развитых странах, в Японии именно пенсионная система превратилась в ведущую отрасль социального обеспечения. Это имеет достаточно большое значение в виду ускорения процесса «старения» японского населения. В рамках государственной системы социального обеспечения в Японии существуют несколько пенсионных систем, которые основаны на принципах страхования населения.
Японская культура обладает самобытностью и уникальностью, что влияет на образ жизни и мировоззрение японцев, их интересы и деятельность в повседневной жизни. Так, несмотря на заметный прогресс и очень активную урбанизацию в Японии сохраняются многовековые традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Касаемо образования в Японии, то по законодательству каждый ребенок в обязательном порядке должен получить образование в начальной школе (6 лет) и в средней школе первой ступени (3 года). На сегодняшний день, несмотря на маленькую территорию, в Японии действуют более 650 университетов совершенно разнообразной направленности.
В Японии до сих пор очень популярно декоративно-прикладное искусство (обработка холодного оружия – мечей, кинжалов), чайные церемонии, производство керамики, фарфора, а также изготовление изделий из кожи, игрушек и тканей.
Уникальность культурной жизни Японии, которая является неотъемлемой частью социальной сферы, заключается в сохранении театральных жанров (но, ногаку), наличие большого количества музеев, посещение которых входит в обязательную рекреацию японцев. Они не менее популярны и у туристов, чье число ежегодно составляет 3,6 миллионов человек со всех уголков земного шара. Большинство туристов привлекает японская природа, этническое и конфессиональное своеобразие, а также исторические и культурные достопримечательности.
Структура социальной сферы Японии
Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.
Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства.
Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:
- Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
- Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
- В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
- В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
- В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).
Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.
Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие:
- сохранение культурных исторических и национальных памятников;
- приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей;
- пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи;
- духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.