Изучение практики организации и реализации социальной работы в России и за рубежом позволяет сделать вывод, что на современном этапе исторического развития к компетентности социальных работников выдвигаются высокие требования. Необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалиста обусловлена высокой социальной значимостью деятельности работника, его ролью в процессе осуществления государственной социальной политики.
Требования к уровню подготовки работника в социальной сфере
Осознание значения и роли социальных работников приводит к закреплению в нормативных документах ряда требований, выдвигаемых к личностным и профессиональным качествам сотрудника. В наиболее общем виде необходимые качества могут быть условно представлены следующими группами:
- профессиональные качества: компетентность, высокий профессионализм, высокий уровень образования, общей культуры, владение смежными специальностями, знаниями в области психологии, педагогики, юриспруденции;
- гуманистические качества: душевность, чуткость, доброта, отзывчивость, милосердие, эмпатия, чувство сострадания;
- социальные качества: коммуникабельность, деликатность, гибкость, способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, высокий уровень сформированности организационных способностей.
Обязанности специалиста в области социальной работы
Сформированность совокупности личностных профессиональных, гуманистических и социальных качеств позволяет специалисту реализовывать ряд профессиональных обязанностей, включая следующие:
- Выявление семей и отдельных лиц, нуждающихся в психолого-педагогической, социально-медицинской, материальной, юридической и иной помощи, в охране физического, психического и нравственного здоровья;
- Установление причин возникновения трудностей, конфликтных ситуаций, оказание содействия в их разрешении, обеспечение социальной защиты;
- Содействие интеграции, повышению скоординированности деятельности отдельных общественных и государственных учреждений по оказанию социально-экономической помощи гражданам;
- Оказание содействия в семейном воспитании;
- Проведение юридических, психолого-педагогических консультаций по различным вопросам семьи и брака, воспитанию детей с девиантным поведением;
- Выявление и оказание содействия людям, нуждающимся в попечительстве и опеке, получении социально-бытовой, материальной помощи, устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения;
- Организация общественной защиты несовершеннолетних, в случае необходимости – реализация роли защитника в суде;
- Участие в работе по организации центров социальной помощи, приютов, детских и семейных ассоциаций, центров, объединений по интересам;
- Организация, координация работы по социальной адаптации, реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.
Функции работника в социальной сфере
Реализация указанных профессиональных обязанностей осуществляется на основании выполнения ряда функций социального работника, включая следующие:
- Диагностическая - реализация которой предполагает исследование социальным работником особенностей отдельной личности, социальной группы, постановку «социального диагноза»;
- Прогностическая - осуществляемая посредством прогнозирования влияния на объект социальной работы социальных институтов, выработки определенных поведенческих моделей этих объектов;
- Социально-терапевтическая, предупредительно-профилактическая.
Таким образом, на современном этапе роль работника в социальной сфере характеризуется высокой социальной значимостью, предполагает реализацию ряда актуальных требований, функций, направленных на оптимизацию, повышение эффективности государственной социальной политики.