Характеристика функций социально-культурной сферы
Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, развитие, сохранение, трансляцию культурных норм, ценностей, объектов.
Для реализации функций социально-культурной деятельности необходимо, чтобы население обладало:
- максимальной самостоятельностью,
- предприимчивостью,
- инициативой.
В течении определенного времени функции проходят определенные периоды развития:
- зарождение и возникновение,
- становление,
- полная зрелость.
Все функции социально-культурной сферы делят на четыре основные группы:
- Постоянные. Реализуются во всех социально-культурных институтах.
- Основные. Характерны для большинства социальных институтов.
- Вспомогательные. Выполняют дополнительные, по отношению к постоянным, функции.
- Временные. Появляются и исчезают в течение развития функции.
Социально-культурная деятельность носит развивающий характер, осуществляемый на профессиональной и непрофессиональной основе деятелями культуры в рабочее или свободное время. Любая такая деятельность имеет свою направленность и цель, способствует социальному утверждению личности, ее саморазвитию и развитию.
Анализируя каждую функцию нужно учитывать характер ее воздействия на формирование личности. Функции социально-культурной деятельности направляют человека на определенный вид социальной и культурной деятельности:
- активный, или деятельностный;
- пассивный, или слушательский / зрительский;
- педагогически организованный (использует свободное время целесообразно);
- стихийный (свободное время используется спонтанно).
Основные функции социально-культурной деятельности
Основными функциями социально-культурной деятельности являются:
- Коммуникативная функция. Реализует потребность личности в общении, информационном взаимодействии посредством участия к работе клубов, творческих объединений, в диспутах, вечеринках и т.д. Содержание функции заключается в создании, обмене, использовании и потреблении информации их мира искусства, науки, религии и т.д. Уровни осуществления функции: массовый, организационный, групповой, межличностный.
- Информационно-просветительская функция. Характеризуется всеобщностью и постоянством, основана на инициативе, добровольности, самостоятельности граждан. Обеспечивает удовлетворение их индивидуальных запросов, предпочтений и интересов в области досуга.
- Культуротворческая функция. Направлена на развитие духовных способностей и сил, связана с активным творчеством (художественно-театральным, спортивно-игровым, трудовым).
- Рекреативно-оздоровительная функция. Разрабатывает и внедряет в жизнь развлекательные, оздоровительные, игровые, информационные программы для разных слоев населения для восстановления сил, снятия напряжения и одновременного развития. Ориентирована на организованный и неорганизованный, активный и пассивный, коллективный или индивидуальный досуг. Функция осуществляет социально-культурную реабилитацию для граждан с ограниченными возможностями. Реализация функции происходит при взаимодействии с медицинскими, экскурсионно-туристскими, творческими учреждениями
- Экономическая функция. Направлена на создание социально-экономических условий для деятельности, отдыха и творчества населения. Функцию реализуют работники социально-культурной сферы, деятели культуры и искусства.
- Функция финансово-экономического обеспечения. Направлена на материальное обеспечение самодеятельных инициатив, сопровождающихся воспитательными процессами в досуговой деятельности.
- Функция нормативно-правового обеспечения. Любой вид социально-культурной деятельности должен сопровождаться защитой прав и свобод человека в условиях досуга. Специалисты социально-культурной сферы должны знать законодательные акты, относящиеся к досугу, владеть знаниями в области правового регулирования работы общественных организаций, любительских объединений, добровольных обществ, ориентироваться в социальной деятельности региона и т.д.
- Функция обеспечения досуговых форм художественного любительства населения. Направлена на развитие самодеятельности граждан.
- Функция организации личностной, семейной или групповой службы досуга в обществе. Ориентирована на уважении достоинства личности и гуманизме.
Каждая функция социально-культурной сферы:
- несет реабилитирующее, социально-защитное содержание;
- ориентирована на духовную реабилитацию, стимулирование социальной активности, адаптацию личности;
- способствует развитию творческих способностей индивида, обеспечение непрерывного образования;
- создает наилучшие условия для социально-культурного творчества.