Традиционные методы преподавания социологии
Лекция – это один из основных методов организации учебного процесса, который представлен устным, монологическим, систематическим и последовательным изложением преподавателем учебного материала.
Лекционный метод преподавания предшествует всем остальным формам организации учебного процесса, позволяя оперативно актуализировать учебный материал курса.
Слабой стороной лекции является пассивное слушание. Лектору очень трудно получить обратную связь, а значит не возможно брать во внимание уровень подготовленности каждого учащегося. Часто объем предлагаемого материала слишком велик. Для его усвоения необходимо очень много внеаудиторных часов, но контролировать самостоятельную работу учащихся практически невозможно. Также лекции не всегда подкрепляются семинарами, особенно если их проводит другой преподаватель.
Семинар – это процесс педагогического взаимодействия студентов с преподавателями.
Принято выделять три вида семинарских занятий:
- просеминар – занятие, обычно проводимое на начальных курсах, и подготавливающее к семинару;
- собственно семинар;
- спецсеминар – носит исследовательский характер и необходим, чтобы углубить и расширить знания по какому-либо вопросу.
Нетрадиционные методы преподавания социологии
Приглашение на занятие общественно-политических деятелей. Непосредственный контакт с общественным деятелем поможет заинтересовать и внести разнообразие в общую схему преподавания предмета. Большинство образовательных стратегий концентрируется вокруг педагога. Выступающий гость поможет расширить знания студентов, представляя личный взгляд на рассматриваемую проблему, но с позиции вовлеченного человека.
При использовании данного метода, необходимо учитывать следующее:
- быть готовым, что гость будет работать лекционно, а эффективным данный метод сделать сложно;
- убедиться, что студенты готовы к встрече и смогут достойно ее оценить;
- определить время приглашения гостя – в конце серии уроков по какой-либо теме.
Проблемная ситуация – предполагает изучение и анализ реальной или имитационной проблемы, с использование для лучшего понимания студентами существующих реальных политических отношений.
Преподавание данным методом может быть представлено в качестве создания активной обучающей ситуации, когда студент учится быстро думать и решать сложный спектр современных проблем общественной жизни. Например, проблемы расизма, антисемитизма и пр. В конце работы по созданию проблемной ситуации, студентам необходимо продемонстрировать свое понимание данного спектра проблем в теории и на практике. Проблемная ситуация помогает вырабатывать свои действия и отношение к этой ситуации, а также оценить, что было изучено на занятии.
В процессе обучения могут быть использованы следующие виды проблемных ситуаций:
- Критический инцидент – рассматривает последовательность событий в цепочке инцидентов, которые вызывают промышленную забастовку;
- Следующая ступень – проблемная ситуация разворачивается от ступени к ступени. Студенты должны высказать предположение, что же произойдет дальше;
- жизненная ситуация – ситуация, которая предлагается студентам для рассмотрения должна подвести их к ответу на вопрос о том, что же делать дальше;
- деловая игра – представлена количественными данными, а студенты соревнуются в принятии оптимального решения, которое может быть представлено цифровыми показателями;
- Основной вопрос – студенты получают массу данных, большинство из которых никак не соотносится с рассматриваемой ситуацией. Они должны выделить проблему и данные, которые нужны для ее решения;
- Разыгрывание ролей – студенты разыгрывают роли участников предлагаемого инцидента.
Ролевые игры. Исполнение определенных ролей в качестве метода обучения предполагает импровизацию обучающихся, соответствующую концепции роли, на которую их назначили. Студенты, исполняя свои роли, придумывают слова себе сами. Цель – предоставить возможность практически применить то, что было изучено в теории, предоставить конкретную дискуссионную основу, развить уверенность в чувствах других людей и в собственных, сохранить или вызвать интерес к изучаемому предмету.
Основными чертами ролевых игр являются:
- структура: сценарий, роли, ролевые взаимоотношения;
- оборудование: отрывки сценария, подсказки, материальное оборудование;
- процедуры: правила для организатора игры, правила для игроков, факторы определения победы;
- последствия: процедура обсуждения – анализ после игры.
Процесс создания игры может быть сгруппирован в трех направлениях – первоначальная подготовка, конструкция игры и оценка.
Технологическая схема ролевой игры представлена тремя этапами:
- Подготовка включает разработку игры с составлением сценария, плана, общего описания, содержания инструктажа, подготовкой материального оборудования. Ввод в игру, предполагающий формулирование проблемы, целей, условий, инструктаж, правила, распределение ролей, формирование групп и консультации.
- Групповая работа над заданием – работа с источниками, тренинги, мозговой штурм, игротехники. Межгрупповые дискуссии предполагают выступления групп с защитой результатов своей деятельности, правила проведения дискуссии и работа экспертов.
- Анализ и обобщение – выводы из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка проделанной работы, выводы, обобщения и рекомендации.
Преимуществами использования ролевых игр: помощь в активизации творческого потенциала учеников, вырабатывается умение анализировать сложные социальные процессы, развивает навыки коллективной работы над конкретной проблемой. Ролевая игра должна применяться в процессе рассмотрения концепций в общественных науках, а не информации как таковой. В таком случае ролевые игры помогают подтвердить мыслительную оценку. Как и со всеми другими играми, простые структуры могут вызвать ряд сложных мыслительных конструкций, необходимых в качестве условия для проведения игры. Слабыми сторонами использования ролевых игр выступает стоимость ее подготовки, часто требующая существенных финансовых затрат на организацию. При этом если финансовых затрат и удается избежать, то затрат временных, необходимых для организации и совершенствования игр, избежать невозможно.