Грани индивидуальной свободы человека
Индивид, живя и развиваясь в обществе, обладает высокой степенью свободы, и в тоже время, подвергается контролю со стороны других членов общества. Так в чем же проявляется индивидуальная свобода индивида и где проходит грань, где проявленная им воля начинает противоречить интересам общества?!
Английский философ Джон Стюарт Милль считал индивидуальную свободу человека абсолютной независимостью человека в совершении тех действий, которые касаются его собственной жизни. Гранями индивидуальной свободы он считал такие категории как:
- свобода выражаемых мыслей и мнения;
- свобода в сотрудничестве с другими индивидами;
- свобода выбора и достижения жизненных целей;
- самостоятельное устроение личной судьбы.
Все перечисленные выше и родственные им свободы являются абсолютными необходимыми условиями для развития самореализации индивида и защитой от внешних посягательств на самостоятельность личности со стороны государственных институтов и общественного мнения. Следует отметить, что Милль не отождествляет индивидуальную свободу с вседозволенностью и асоциальным образом жизни.
В данном контексте подразумевается, что человек имеет право самостоятельно строить свою жизнь, но в соответствии с общественными нормами. В случае несовпадения действий индивида с общепринятой системой ценностей необходимо применение социального контроля.
Социальным контролем является механизм поддержания социального порядка с использованием властных полномочий и санкций.
Социальный контроль может быть институциональным, реализующимся государственными или общественными организациями и не институциональным, воздействующим через массовое сознание методом установки определенных ценностей с помощью средств массовой информации, отдельных индивидов и общества в целом.
Достижение абсолютной индивидуальной свободы в современном обществе
Рассмотрим, что же происходит в современном обществе. С увеличением инноваций в сфере информационных технологий, использование данных прав значительно упрощается. Одним из самых современных и активных агентов приобщения индивида к обществу являются средства массовой информации. В противовес газетам, журналам, книгам, телевидению процесс социализации молодежи все больше переносится в виртуальное пространство. Молодежь по сравнению со старшими поколениями лучше усваивает азы информационных технологий и, следовательно, является их основным пользователем.
В информационном обществе социальный контроль эффективно осуществляется неформальными способами с использованием медиа-систем, которые в свою очередь, формируют общественное представление о событиях и явлениях, придавая им определенную значимость. С помощью воздействия социальных моделей, представляемых медиа-системами, формируется мировоззрение молодежи, меняются их личные взгляды и жизненные стратегии.
Именно рассматриваемым способом российскому обществу были навязаны идеалы западной цивилизации, стандарты общества потребления и культура, изначально не свойственная русскому народу. Со временем западные ценности стали российскими социальными нормами и были приняты практически каждым индивидом. Это происходит по причине стоящего перед человеком выбора: следовать за обществом или отказаться от него согласно своим собственным интересам. Как правило, здесь и прослеживается отсутствие возможности в достижении абсолютной индивидуальной свободы при непрерывном взаимодействии с информационным обществом и контроле с его стороны.