Социология политики – это специализированная отрасль социологии, которая имеет смежный характер и включает в себя области политологического знания, а также сведения из социологии.
Концепции Парето и Вебера (сравнительный анализ)
Социология политики была сформирована в первой половине двадцатого века. В данной области трудилось большое количество ученых, среди которых можно выделить:
- М. Вебера;
- В. Парето.
При сравнении их деятельности часто возникает вопрос, в каких условиях трудились авторы, как они толковали эти условия, почему в их доктринах отражались те или иные черты личности и национальный характер каждого автора. Сегодня общество находится на стадии перелома и мнение этих авторов становится особенно актуально. Часто можно встретить мнение о том, что в своих трудах Вебер более патетичен, а Парето более ироничен.
Парето разработал уникальную научную систему, которая была задумана как частная и предварительная, не зависимо от стремления ученого к объективности. Автор высмеивал иллюзии гуманистов и надежды революционно настроенных граждан.
В свою очередь Вебер стремился понять смысл существования индивидов и всего общества в целом, не закрывая при этом глаза на давление социальных обязанностей и неизбежную необходимость принятия тех или иных решений. Правомерность этих решений при этом не может быть объективно доказана. Специфику воззрений Вебера и Парето можно объяснить как их темпераментом, так и национальными условиями.
Гуманизм – это воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.
Стиль воззрений Парето уже нельзя считать мнением профессора – моралиста. Он был пресвященным ученым и утонченным аристократом, который испытывал некоторые симпатии к варварам. Он не стремился решать проблемы социологии политики с помощью науки. В политике Парето делает упор на двойственность управляемых и правителей, конкретизируя тем самым социологию вокруг политической темы. При этом Парето говорил о том, что необходимо правильно оценивать воздействие национальной среды. На мнение Парето оказал сильное влияние Ж. Сорель.
Ж. Сорель – это французский философ, публицист и политик. Теория Сореля о роли мифологии в жизни людей, в особенности, — национальных мифов, оказала заметное влияние на концепции социализма, анархизма и фашизма.
В отличие от Парето Макс Вебер исходил из позиции исторического идеализма при разработке концепции объективной социальной науки, которая вполне может продемонстрировать доказательства и осмыслить особенности социальной действительности, освобождаясь от метафизики и переходя в сознании к историческому подходу.
Следует отметить тот факт, что Вебер по образованию был юристом и экономистом. Поэтому его научная мысль была несколько двоякой. Вебер в политической социологии делал акцент на понятии субъективного смысла и утверждал тот факт, что социолог стремиться выявить сущностный смысл политических явлений. В собственных эпистемологических исследованиях Вебер предпринимал попытки четко разделять формы и виды интерпретации права, что ее раз сделать акцент на субъективном смысле или пережитой индивидами реальности права.
Опыт экономиста наводил Вебера на размышления о связи между экономической теорией и умственной реконструкцией политического поступка, конкретной непоследовательной хозяйственной деятельности, внутри которой реально живут люди.
В отличие от Вебера, для Парето во всех сферах научных трудов влечение к религии было приоритетным. Что касается Вебера, то он смотрит на противоречие между рационализацией общества и потребностями веры патетически.
Вебер всегда был уверен в постоянстве и неизбежности конфликтов, которые противопоставляли различные классы, ценности и нации друг другу. Автор не считал, что для современного общества характерно миролюбие, поэтому он воспринимал политическое насилие в качестве фактора, который соответствовал нормальному порядку общества и всемирному ходу истории.
Вебер и Парето обладали во многом противоположными социально-политическими взглядами. В свою очередь Макс Вебер внес важную лепту в развитие теории социального неравенства. Он описал понятие «социальная стратификация».
Социальная стратификация – это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения в них людей с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в обществе представление о социальном неравенстве.
Теория политических элит
Парето создал теорию политических элит. Содержание теории заключается в следующем:
- смена политических элит происходит практически постоянно;
- привилегированные меньшинства постоянно сражаются за власть;
- для элит характерна тенденция к упадку.
Парето также говорил о необходимости циркуляции и постоянной смены элит. Это объясняется тем, что лица, стоящие у власти, теряют энергию, которая, когда – то помогла им завоевать себе «место под солнцем». При этом социальное пространство стремится к равновесию, которое достигается при взаимодействии разнообразных сил. Парето говорил об этих силах, как об элементах, и делил элиту на «правящую» и «неправящую». Малочисленный класс, по мнению автора, удерживался у власти, благодаря собственной силе и в некоторой степени из-за поддержки многочисленного класса.
Также Парето внутри элиты условно определял «лис» и «львов». При стабильной политической системе преобладают «львы», при неустойчивой системе – «лисы».
Сохранение равновесия политической системы в любом случае требует постоянной смены элит, перед которыми возникают повторяющиеся ситуации.