Методика социометрии: что это?
Социометрическая техника была разработана Джекобом Морено для того, чтобы определять межличностные отношения, диагностировать отношения как внутри группы, так и за ее пределами. Основная цель – изменять отношения, улучшать их в случае нестабильности, а также совершенствовать в случае изъянов.
С помощью социометрического метода перед исследователем открываются возможности исследовать типологию социального поведения людей в условиях их совместной деятельности. Также исследователь может судить о социально-психологической совместимости членов группы, которая может повлиять на эффективность деятельности в группе.
Социометрическая методика ставит перед собой несколько преимущественных целей:
- Измерить степень сплоченности внутри одной группы, а также выявить возможную тенденцию к разобщенности в коллективе;
- Выявить ряд социометрических позиций. Сюда относится соотносительный авторитет, которым могут обладать любые члены группы по признакам «симпатия-антипатия». На крайних полюсах при этом оказываются лидер группы и изгой – человек, который менее всего желаем в группе;
- Обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования. Во главе этих образований могут быть свои неформальные лидеры, которые также могут оказывать влияние на мнение членов коллектива. Но также в подгруппе могут быть и свои изгои, которые тянут всю группу «на дно».
Использование социометрической методики помогает проводить измерение авторитета как формального, так и неформального лидеров. Это важно для возможной перегруппировки членов группы для того, чтобы снизить напряженность и организовать внутригрупповой комфорт. Напряженность появляется из-за взаимной неприязни некоторых членов группы друг к другу, что может влиять на всеобщие отношения.
Стоит отметить, что социометрическая методика для исследования различных социальных групп и отношений внутри них имеет ряд преимуществ. Она проводится групповым методом и не требует больших временных затрат (в среднем, на исследование группы уходит примерно 15 минут). Исследователи отмечают ее преимущества в прикладных эмпирических исследованиях, а также в работах по совершенствованию отношений внутри группы, и между различными группами. Но, в то же время, социометрическая методика не является радикальным способом для того, чтобы разрешить внутригрупповые проблемы. Их причины следует искать не в самой системе «симпатии-антипатии», а в более глубоких источниках (например, в психологическом состоянии участников и их желанию к разрешению наиболее серьезных конфликтов).
Социометрическая процедура в группе
Социометрическое исследование имеет свою структуру и проводится в несколько этапов. Общая схема заключается в следующем. После того, как исследователь ставит ключевые задачи и выбирает объекты измерений, производится формулировка основных гипотез (предположений о том или ином исходе событий в социометрическом измерении). Здесь членам группы сразу указывается на отсутствие полной анонимности, поэтому могут возникнуть сложности с привлечением человека в методику. Тем не менее, сами исследователи подчеркивают, что анонимность может вызвать низкую эффективность метода, бессмысленность всего измерения.
Экспериментатор требует участников искренне и честно раскрыть их симпатии и антипатии, и это также может вызвать внутренние затруднения у самих опрашиваемых. Также это условие может вызвать нежелание людей принимать участие в опросе. Когда вопросы и критерии социометрии окончательно определены, они заносятся в специально подготовленную карточку, или предлагаются участнику метода в устном виде, что также приемлемо (в виде интервью). Каждый участник метода обязан отвечать на поставленные вопросы, выбирая того, кто ему более нравится по определенному критерию или не нравится вовсе (из его коллег и других участников группы). Критерии строятся по принципу противоположностей – «симпатия-антипатия», «доверие-недоверие», «желание общаться и взаимодействовать-желание разорвать любые связи».
Члены группы должны ответить на ряд вопросов и утверждений, которые позволяют исследователю обнаружить как симпатии, так и антипатии к лидерам группы, участникам и тем членам группы, которых они не воспринимают в качестве своих коллег (отвергнутых, изгоев). С целью получить более достоверные и честные данные социометрическое измерение может проводиться в одной и той же группе несколько раз. Для повторного исследования могут брать другие вопросы, или те же самые вопросы, но с иными формулировками. Важно получить достоверные данные и, в случае противоречий, исследователь будет повторять исследование ровно столько раз, сколько потребуется для получения более сходных и истинных результатов.
Последний этап исследования – составление социометрической карточки. В ней каждый участник исследовательской группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным и заранее занесенным критериям. Критерии определяются в зависимости от того, какие цели прописаны в программе исследования: могут изучаться отношения в производственной группе, группе, которая занимается организацией совместного досуга. Также нередко исследуются временные или стабильные группы для того, чтобы определить, как за совместно проведенное время участники группы могут сблизиться друг с другом, выявить негласного (неформального лидера).
Когда все социометрические карточки заполнены участниками измерения, начинается этап их математической обработки. Наиболее простые способы количественной обработки – табличный, графический и индексологический.
В целом, чаще всего используется социограмма – графическое изображение реакции участников измерения друг на друга при ответах на те или иные заранее заявленные социометрические критерии.
Необходимо еще на первом этапе объяснить участникам, что важен каждый критерий, и что их объективное мнение не разрушит отношения с участниками группы, а может укрепить их, избавить от множества невысказанных противоречий.