Истоки законодательной социологии
У истоков законодательной социологии стоят такие известные исследователи-социологи как Г. Спенсер (особенно отражена данная проблема в работе «Грехи законодателей») и Ж. Карбонье («Юридическая социология»). По их мнению, социологи могут оказывать эффективное содействие в улучшении функционирования законодательных норм, действующих в конкретный промежуток времени. Герберт Спенсер подчеркивал, что те негативные последствия, к которым привели некорректные законодательные меры, да и действия самих законодателей, намного разрушительнее, чем те невежества, произошедшие по вине медицинских работников.
Также Спенсер подчеркнул факт наличия некоторых «странностей», которые присутствуют в законоприменительной деятельности. Странности эти носят следующий характер:
- Законы, которые издавались против ростовщичества и в качестве цели носили улучшение положения должника, на деле лишь ухудшали его жизнь, ставили в безвыходное положение;
- Стремление к установлению более жестких и фиксированных размеров заработной платы рабочим, мешало развитию промышленной сферы жизни человека. Это вело к бедности и страданиям людей, поэтому законы пришлось отменить.
Законодатели могут ошибаться, когда дело касается принятия какого-либо закона. Об этом говорит практика так называемой отмены и исправления уже принятых актов, а также практика «мертвых» законов. Мертвые законы – это те, которые были приняты руководством, но не являются эффективными для социальной системы. Таким образом, создание законов для обширных слоев населения – это особое искусство, которое зиждется на научных правилах, поэтому законодатель обязан владеть этими особыми механизмами, чтобы его деятельность не только не вредила населению, но и мотивировало его к общественной деятельности.
Таким образом, законодательная социология необходима, в первую очередь, для того, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия законов, исследовать условия общественной жизни, которые ведут к изменениям в законодательной системе, а также показать, каким образом закон может оказывать влияние на судьбы людей.
Социология законодательства: что это?
Сегодня социологию законодательства принято рассматривать в качестве комплекса, состоящего из теоретических и эмпирических исследований, которые организуются и осуществляются в рамках социологии права. Данные исследования направлены на социологическое обеспечение в сфере законотворчества.
Современными исследователями принято выделять два социологических направления: предзаконодательную социологию и собственно законодательную. Нередко во внимание принимают и третье направление – послезаконодательную социологию.
Потребность в первом направлении – предзаконодательном, - обусловлена тем, что возникают ситуации, в которых необходимо произвести зондаж общественного мнения, касающегося тех или иных актуальных вопросов. Данные вопросы требуют непосредственного законодательного регулирования. Также предзаконодательная социология очень актуальна в тех случаях, когда необходимо подготовить некоторые категории населения к возможным изменениям в правовой сфере.
Сфера послезаконодательной социологии напрямую связана с анализом общественного мнения в отношении уже действующего законодательства. Населения вправе оценивать его эффективность в целом, а также действенность тех или иных правовых норм. В случае выявления отклонений от нормы законодательная часть будет отправлена на перерассмотрение, после чего она будет заново принята, но уже с соответствующими поправками, или попросту отменена.
Социология законодательства в более узком смысле этого слова направлена на анализ широкого спектра так называемого «социологического обеспечения», законотворчества. Также она включает в себя следующие механизмы и процессы:
- Прогнозирование потребностей населения в правовом регулировании;
- Участие в разработке и принятии концепций и основных проектов в отношении нормативно-правового акта;
- Научно-практическая экспертиза законодательного проекта;
- Организация и проведение законодательного эксперимента в случае необходимости;
- Организация и реализация мониторинга, а также внедрение системы экспресс-опросов общественного мнения в отношении правовых нововведений;
- Исследование эффективности (или неэффективности) действий уже принятых нормативных актов.
Социология законодательства очень тесно сотрудничает с законотворчеством, а также с процессами законоприменения. При этом она не должна смешиваться с ними или каким-либо образом оказывать на них влияние.
При помощи социологии законодательства сегодня возможно выявить группы давления, которые организуются по инициативе заинтересованных лиц для достижения своих целей и внедрения выгодного законопроекта. Также благодаря социологии законодательства открыты пути для более углубленного изучения форм и методов сокрытия под декларативными положениями закона и исключениями из правил групповых интересов разнообразных групп по их политическому, профессиональному и социальному признакам.
Методы социологии законодательства достаточно оперативно и с высокой точностью обнаруживают типичные формы нарушений законов. Например, сегодня мы можем с уверенностью говорить о распространенных нарушениях в российской Конституции (неприменение конституционных норм, использование одних правовых актов взаимен других).
Законодательная социология использует сложные технические процедуры для организации и реализации социологических исследований в данной области. В первую очередь, используется метод моделирования, а также опрос мнений. С их помощью обнаруживаются как сильные стороны законодательной системы, так и ее недостатки, которые в дальнейшем будут исправляться теми же органами, что и принимали закон. Таким образом, роль социологической науки в законодательной системе достаточно высока: сегодня без нее практически невозможно понять, в чем действительно нуждается общество, и каким образом законодательство может поменять жизнь человека в лучшую сторону.