Власть как объект социологической науки
Власть выступает в качестве одного из центральных понятий, которое рассматривается в рамках современной политической социологии. Но сам феномен власти выходит далеко за пределы сферы политологии. Термин встречается в таких областях жизни человека, как:
- Экономика;
- Культура;
- Наука;
- Образование;
- Семья.
Власть – довольно абстрактное понятие, поэтому оно не может поддаваться однозначному определению. В научных кругах оно раскрывается через взаимодействия и связь с иными социологическими понятиями. Что касается дискуссий о природе власти, ее функциях и формах существования, то они возникли еще несколько сотен лет назад, и являются актуальными по сей день.
Многие мыслители из прошлого высказывали свои мысли о том, что потребность во власти и ее действии возникает тогда, когда общество организуется с социальной точки зрения, но сам процесс организации предполагает как раз наличие властных отношений, которые будут служить регулятором.
Такого мнения придерживался Т. Гоббс, который считал, что власть и ее признание – это важнейшее условие существования общества. Порядок возможен только тогда, когда каждый человек может сам твердо на него рассчитывать.
Центральное место среди многочисленных институтов власти занимает государство. Оно имеет право, а также в целом обязано говорить от имени народа, представлять его интересы, защищать права и свободы. Также, отношения между групповыми и общегосударственными интересами могут быть совершенно различны и строиться в виде нескольких моделей:
- На взаимном компромиссе и консенсусе;
- Основываться в результате прямого доминирования интересов одной категории граждан над интересами другой категории. Здесь также предусмотрено исключение иных социальных групп из механизма принятия особо важных для общества решений;
- На подавление прав и свобод других групп (как обоснованное, так и безосновательное).
Ключевые черты социологии власти
В начале 20 века Макс Вебер, который являлся одним из разработчиков множества социологических понятий, предложил несколько определений власти. Именно они заставили задуматься, что власть – это не только политический, но еще и социально значимый институт.
Под властью Вебер подразумевал наличие определенной связи между двумя социальными субъектами и их неравенство. Таким образом, один из субъектов может навязывать другому свое мнение и волю, то есть иметь власть над ним.
Властные отношения, согласно Веберу, обладают некоторыми характерными чертами. Во-первых, власть не принадлежит индивиду, но заложена в отношениях между ним и другими людьми. Во-вторых, власть определяется в терминах возможности и вероятности, она довольно неоднозначна. В-третьих, основу власти составляют любые вещи, свойства или отношения, которые складываются между индивидами или более широкими социальными группами.
К тому же, следует учесть тот факт, что власть – это всегда действия против кого-то. Она изначально предполагает конфликт и действия во благо одних людей и вопреки интересам других людей.
Власть в социологической науке рассматривается также через призму структурно-функционалистской и системной трактовки. Например, с точки зрения Толкотта Парсонса, власть – это закрепленные отношения между некоторыми субъектами, которые выполняют предписанные им социальные роли. В частности, выделяют две категории наиболее значимых ролей: те, кто управляет, и те, кто является управляемыми.
Что касается системной концепции, то политическая система определяется в виде качественно отличающейся от всех остальных. Она представляет из себя совокупность взаимодействий, которые осуществляются индивидами в рамках тех ролей, которые признаны ими. К тому же, они определяют авторитарное распределение ценностей в обществе: одни обладают большими из них, а другим необходимо бороться за получение привилегий.
Таким образом, власть является определенной и заранее описанной совокупностью взаимосвязанных друг с другом средств, направленных на организацию социального пространства. Эти процессы происходят через соответствующие та называемые «точки напряжения». Они существуют практически в каждом социальном институте и элементе социальной системы, то есть в тех общностях, где есть совместная деятельность.
Власть – необходимый атрибут общественных отношений. Она позволяет переводить материальные и духовные интересы в совместную деятельность, мотивирует человека на совершение правильных поступков, следование наиболее общим принятым традициям.
Как социальный феномен, власть обладает определенными характеристиками. Во-первых, заранее предписанными и формализованными правилами, которым обязан подчиняться абсолютно каждый. Во-вторых, языком, временем и пространством. Все эти характеристики задают субъекту власти ориентиры в поведении, которым он должен следовать для достижения общественно значимых целей.
Сегодня власть скорее созидает, нежели разрушает. Политика в рамках того или иного властного обустройства также не столько разъединяет людей и социальные группы, сколько объединяет их, несмотря на разницу в признаках (язык, этнос, национальность). Поэтому власть – это еще и один из наиболее значимых элементов коммуникации, что признается основоположниками современной концепции власти Х. Арендтом, Ю. Хабермасом, Э. Гидденсом, Н. Луманом.
Субъекты власти – государство а также его отдельные институты, которые обладают властными полномочиями. Что касается объектов власти, то к ним следует отнести непосредственно индивидов, социальные группы и большие массы людей (население государства или менее обширной территории).
Источниками власти являются законы, авторитет руководителя, престиж и богатство, интерес к деятельности, харизма, идеи и знания, которые помогут обществу выйти на качественно новый уровень. Основания власти – это социальный фундамент, на котором и базируются все ее источники, благодаря которым возможно достижение наиболее значимых для общества целей.