Туризм как предмет социологии
Уровень развития индустрии туризма является одним из надежных показателей социального благополучия общества. Он выполняет много функций:
- Позволяет путешественникам совместить отдых с познанием жизни, быта;
- Помогает прикоснуться к особенностям культуры и обычаев как своего народа, так и других;
- Помогает лучше познать и осознать реальную картину окружающего мира.
Туризм – это вид активного отдыха, совершаемый организованно или самостоятельно, для отдыха с разными целями.
От функций туризма и их успешной реализации зависит вся социальная и экономическая эффективность сферы туризма в современном обществе. Наша страна считается не самой привлекательной для поездок и зарубежных стран. Это связано не только с относительно невысоким уровнем жизни, но и с тем, что в умах иностранцев существует большое количество стереотипов о нашем государстве. Также на это оказывает влияние и то, что управление в сфере туризма у нас не совсем на высоком уровне, а также отсутствуют крепкие коммуникативные связи.
Именно поэтому социологам важно исследовать туристическую сферу. В первую очередь, это изучение уровня привлекательности нашей страны (количество известных мест для посещения туристами, организация экскурсий, их стоимость, уровень сервиса).
Но, к сожалению, сегодня социология туризма находится на периферии научных интересов социологов. Это направление не входит в перечень отраслей социологического знания, и в стране нет фундаментальных, серьезных монографических публикаций по социологии туризма.
Также в программах социологических конференций, чтений и конгрессов до сих пор не заявлены секции, круглые столы, посвященные социологии туризма. Среди специальностей ВАК тоже нет социологии туризма как отрасли социологического знания, и эта тема не входит в паспорта существующих специальностей по социологии, что очень усложняет выявление проблематики, объекта и предмета исследований в этой области.
Социокультурный аспект туризма
У современного туризма есть несколько отличительных черт, одна из них – это социальная направленность. Развитие туристической индустрии в последние годы происходит очень быстрыми темпами. Благодаря путешествиям по всему миру человек познает не только окружающую действительность, но и самого себя. Таким образом, развитие и обогащение человеческого интеллекта, мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных отношений – это неотъемлемые части воспроизводства современного общества.
Все это ведет к некоторой духовной перестройке механизмов социокультурной идентификации личности: человек не только наблюдает, он еще и созидает, примеряет на себя разные роли, пробует в новых культурных условиях.
Таким образом, современная сфера туризма способствует познанию мира туристами, ознакомлению их с новыми культурами разных стран и народов. Стремление к познанию, любознательность, самосовершенствование – это, в свою очередь, самый мощный стимул человеческой деятельности.
Социокультурная направленность современного туризма проявляется и в подготовке специалистов для этой сферы. Социологические исследования подтверждают, что чем выше уровень образования, тем ниже уровень безработицы. Высококвалифицированный человек имеет высокие способности к мобильности, адаптации, усвоению новой информации, а также стремится постоянно пополнять свои знания об определенных традициях, обычаях, культурных особенностях не только своего государства, но и зарубежных.
Таким образом, образование является чуть ли не основным и главным фактором на современном этапе развития сферы туризма. Оно благоприятно сказывается не только на развитии экономики туризма, но и на удовлетворении духовных запросов человека, которые соответствуют его социальному и профессиональному статусу. От образования зависит и культурная наполненность человека, его духовная составляющая, которая и побуждает к получению новых знаний, к совершенствованию и самообразованию.
Факторы, влияющие на туризм
Современный туризм находится под влиянием множества факторов. Самые основные следующие:
- Социальный – вся общественная структура, сфера, любой социальный институт;
- Культурный – многообразие культур, которые постоянно притягивают человека. Многие с самого детства на уроках по истории, обществознанию знакомятся с культурами разных стран (посредством учебников, энциклопедий). Благодаря этому у человека уже складывается определенное видение той или иной страны, которую в будущем, благодаря туроператорам он может без проблем посетить, чтобы прикоснуться к ней самому;
- Экономический – наиболее развитые в экономическом плане страны выглядят в глазах туриста выгоднее, нежели бедные. Исследования показали, что если респонденту предложить выбрать между такими странами, как Африка или Германия, то он выберет Германию, потому что она экономически более благополучная;
- Политический – политическая система, которая царит в стране, также сказывается на ее востребованности среди туристов.
Сегодня туризм направлен на удовлетворение потребностей как крупных социальных групп, так и на удовлетворение потребностей одного отдельного индивида. Качество жизни заметно возросло, и у человека сейчас имеются полные представления о том, каким должен быть его отдых, а также о том, какие знания и опыт он хочет вынести из него. Поэтому специалисты современного туризма – это еще и очень тонкие психологи, которые понимают потребности и интересы туриста и стараются найти способ качественно и быстро их удовлетворить. Для этого важно найти подход к каждому человеку и познать его внутренний мир.
Социологические исследования также играют большую роль. Нередко на многих сайтах туристических фирм можно увидеть опросы, которые связаны не только с предпочтениями туристов в тех или иных направлениях путешествий, но также и с качеством обслуживания в турфирмах.