Эволюция представлений о труде
Эволюция представлений о труде включает в себя сразу несколько основных этапов: донаучный, классический и современный. Каждый этап характеризуется своими особенностями. В каждом преобладают те или иные идеи, школы и направления, а также методы, цели и временная протяженность, которая также относится к важнейшим характеристикам труда.
Донаучный период – охватывает наиболее обширный отрезок времени: 3 тысячи лет до нашей эра – 18 век. Наличие древнейших письменных источников подтверждает наличие в древнем сообществе достаточно большого количества проблем, которые затрагивают такие страны, как Египет, Месопотамия, Шумер. Наибольшие вопросы возникали по отношению к рабам и использованию рабского труда в осуществлении хозяйственной деятельности.
Труд тогда считался наказанием, а человек, которые занимается трудовой деятельности, искупающим свой первородный грех. По сути, в Средневековье также поддерживали мысль о том, что труд обеспечивает человеку лишь биологическое существование.
Классический период – на данном этапе развитие идей о труде началось с появлением первых признаков капитализма. По сути, исследователи подтверждают, что это самый короткий промежуток времени, в который произошел настоящий скачок в изучении труда и, как следствие, появления новой социологической дисциплины – социологии труда. Известны работы таких авторов, как Э. Дюркгейм, К. Маркс и Ф. Энгельс, Г. Зиммель, М. Вебер.
Классический период, в который развивается социология труда, отмечен не только разработкой теоретических обоснований ко многим категориям труда: они также сравнивались в контексте исторического процесса. Таковы социально-философские и социолого-эмпирические построения, которые были представлены в работах О. Конта, Э. Дюркгейма и все остальных вышеперечисленных авторов классического периода развития социологии труда. Эмпирическая социология труда, так же, как и теоретическая, очень широко развивалась сразу в трех европейских научных центрах: в Англии, Франции и Германии. Процесс становления эмпирической социологии труда имеет ряд особенностей:
- Эмпирические исследования появились гораздо раньше, поэтому имеют более давнюю и богатую историю, чем основы академической социологии;
- Методология и методика эмпирических исследований были разработаны естествоиспытателями, в то время как теоретическая социология – это плод трудов философов;
- Что касается более ранних этапов, то и теоретическая, и эмпирическая социологии развивались одновременно друг с другом. Периодически одно направление выходило вперед, но второе тут же обгоняло его;
- Эмпирическая социология, как отмечают авторы, зародилась вовсе не в рамках университетов. В основном, ее истоки идут из практической сферы. То есть, ее родоначальниками можно считать представителей таких профессий, как врач, учитель, предприниматель.
История развития социологии труда в отечественной науке
Проблема социологии труда как отдельной отрасли актуализировалась в России в середине 19 века. Но, даже несмотря на то, что разработки проводились достаточно активно, выделении социологии труда в качестве самостоятельной дисциплины произошло гораздо позже – почти в середине 20 века. В целом, эволюция социологии труда в России прошла несколько основных этапов:
- Середина 19 века – 1917 год – дореволюционный период;
- Начало 20-х годов 20 века – середина 30-х годов 20 века – послереволюционный период в развитии социологии труда;
- Конец 40-х годов 20 века – послевоенный период;
- Современный этап развития социологии труда.
Дореволюционный период исследователи характеризуют в связи с развитием промышленности. Также это привело к резкому увеличению городского населения и последующей капитализации в деревнях и селах. Как результат всех этих процессов – усложнение социальной структуры общество: население подверглось сильнейшему расслоению, выросла социальная напряженность между различными социальными классами и слоями.
Послереволюционный период развития – для отрасли социологии труда в этот период характерна ориентация на разработку общих теоретических вопросов, которые касаются социализма. С другой стороны, авторы подчеркивают, что социология труда также ориентировалась на практические рекомендации, которые были разработаны и направлены на совершенствование организации труда в учреждениях, особенно тех, в которых начал применяться машинный труд вместо ручного.
В рамках послевоенного периода исследователи активизировались: они провели исследования по анализу влияния НТП на социально-профессиональную структуру, в которой реализует свою деятельность работник. К тому же, на данном этапе очень важно было выяснить, как сам работник относится к труду, что он хотел бы совершенствовать, от чего отказался бы, а что, наоборот, перенял у более развитых предприятий. В 70-80-е годы в России развивались некоторые научные школы, чья цель – всестороннее изучение проблемы труда: Ленинградская школа (В. Ядов, О. И. Шкаратан), Московская школа (Г. В. Осипов, В. Г. Подмарков), ученые Новосибирской школы (Т. И. Заславская, В. Г. Рывкина).
Таким образом, и в зарубежной, и в отечественной социологии такая отрасль знания, как социология труда, прошла довольно продолжительный путь своего развития. Трудовая сфера человека динамично изменялась, менялись цели и средства по их достижению. Человеку пришлось за достаточно короткий срок перейти от ручного труда к машинному, осваивать новые технологии для того, чтобы повысить эффективность и результативность своего труда, затрачивая при этом меньшее количество физических сил.
Авторы подчеркивают, что в этот период выросла интеллектуальная значимость человека, появилась тяга к получению новых знаний, поскольку они становились гарантом трудоустройства и результативности труда. Таким образом, в результате мы имеем самостоятельную социологическую структуру, которая имеет свои собственные функции, направленность и объект исследования.