Социологические исследования Питирима Сорокина
Питирима Александровича Сорокина по праву называют одним из виднейших социологов, который относится к классическому периоду развития социологической науки. Он оказал большое влияние на развитие данного направления в 20 веке. Несмотря на то, что он родился в России, его называют американским социологом, поскольку большую часть своей жизни он провел заграницей, где и был высоко оценен как исследователь, ученый и специалист в различных социологических и гуманитарных отраслях. Тем не менее, у Сорокина есть основной труд, который был выпущен в «русский период» - это двухтомная работа «Система социологии» (1920 год). В ней Питирим Александрович достаточно подробно формулирует ключевые принципы двух теоретических направлений:
- Социальная стратификация;
- Социальная мобильность.
Именно он стал первым исследователем, кто ввел два этих термина в научный оборот, что позволило увидеть социологию в разрезе с точки зрения ее достаточно сложной структуры. Также в ней Сорокин выделил социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику как три направления, которые позволяют рассматривать социологические процессы и явления с различных сторон, применяя при этом самые разнообразные принципы и механизмы для изучения. В основании социологического анализа, по Питириму Сорокину, находится социальное поведение, а также социальное взаимодействие индивидов. Он рассматривает их в качестве родовой модели с точки зрения социальной группы и всего общества в целом.
Социальные группы могут быть нескольких видов, но Сорокин все же ориентируется на два основных – это организованные и неорганизованные группы. Особое внимание исследователь акцентирует на анализе иерархической структуры организованной социальной группы, поскольку в ней существует тот формальный стержень, который в большей степени структурирует общество, означает границы тех или иных подгрупп (страт).
Возвращаясь к идее стратификации, Сорокин подчеркивает, что внутри групп присутствует устойчивое деление на соответствующие страты (то есть, социальные слои). Преимущественно, они выделяются по некоторым признакам, а основными можно считать экономический, политический и профессиональный. То есть, принадлежность индивида к той или иной старте зависит от уровня его дохода, от возможности распоряжаться властью и принимать решения на государственном уровне, а также в целом от профессионализма и уровня квалификации в конкретной области. Сорокин неоднократно утверждал, что общество, которое существует без расслоения и соответствующего неравенства – это просто миф: могут меняться формы и пропорции расслоения, могут происходить устойчивые процессы горизонтальной и вертикальной мобильности, но при этом стратификация все равно останется неизменной характеристикой любого организованного общества.
Также важно подчеркнуть, что социальная стратификация затрагивает любые общества, независимо от политического режима и ситуации, которая закладывается в нем. Это значит, что стратификация существует и в недемократическом обществе, и в том обществе, где почитают «процветающую демократию» и не могут отказаться от ее основных принципов и направлений, которые оказывают влияние на мировоззренческие и личностные установки индивидов.
Социокультурная динамика в работах Питирима Сорокина
В творчестве Питирима Сорокина особое место занимает тема социокультурной динамики. Основным ее понятием является термин «ценность», поскольку, по мнению социолога, ценность является основой и фундаментом абсолютно любой культуры, и именно в ценностях сохраняется специфика социокультурной направленности того или иного сообщества. При этом, ценности крайне важно сохранять, передавать из поколения в поколение, адаптировать их к тем условиям, которые диктует окружающая действительность.
Помимо этого, Сорокин дает довольно четкое определение, и описывает такие понятия, как «культурная интеграция» и «система культур». Он говорит о том, что в культурной интеграции происходит смешение различных культурных направлений и инициатив, а также перекликаются между собой такие сферы, как искусство, наука и этика, право. Четко прослеживается соотношение между различными типами культур, а также теми типами, которыми могут быть личности в различные периоды времени и при самых структурированных обстоятельствах.
Социокультурный мир – это весь мир, который создан человеком, но при этом за основу берутся культурные элементы, которые могут относится сразу к нескольким типам культуры: к духовной, социальной и материальной, что в своем соотношении и дает новые продукты человеческой жизнедеятельности. При этом, интегрирующим для всего этого является понятие «смыслы»: они хранятся и передаются через духовную культуру, воплощаются в материальной культуре, а в социальной культуре материализуются, становясь настоящими действиями и поступками индивидов, которые способны оказывать сильнейшее влияние на жизнь всего общества в целом.
По сути, вся социокультурная система, существующая сегодня в обществе – это результат жизнедеятельности человека, его творение. Но и сам человек может так или иначе считаться интегральным существом, которое сочетает в себе социальные и биологические особенности. Биологические черты даны ему от рождения, в вот социокультурные аспекты он постигает в процессе своей жизнедеятельности, во время социализации, адаптации, интеграции в новые сообщества по мере взросления и необходимости. Любой человек – неотъемлемая часть социокультурной системы: он вписан в нее, может влиять на нее и изменять в соответствии с собственным видением. Крайне важно при этом сохранять связь с другими индивидами, чтобы также взаимодействовать с ними, оценивать их интересы и потребности, чтобы не навредить им. Система отношений человека строится на нескольких типах регуляторов: это бессознательные, биосознательные и социосознательные регуляторы.