Социальная жизнь и социальная сфера
Социальная жизнь – это процесс целенаправленного сохранения воспроизводства и развития индивидов, суть которого состоит в динамическом взаимодействии различных по функциям, но тесно связанных друг с другом подсистем.
Подсистемы очень разнообразны, они могут выражаться в следующих связках:
- Гомогенность-гетерогенность;
- Большинство-меньшинство;
- Равенство-свобода;
- Сознательность-бессознательность (стихийность);
- Интеграция-сепарация (дезинтеграция);
- Открытость-закрытость (замкнутость).
Социальную жизнь в социологии чаще всего соотносят с социальной сферой общества. В самом широком смысле этого слова «социальное» - это совокупность всего того, что связано с человеческим обществом, с самим человеком, его жизнью. Социальное может проявляться в различных отраслях, в частности в самых главных сферах жизни человека: экономической, политической, социальной и духовной. Авторы-социологи используют различные трактовки понятия социальной жизни и социальной сферы. Однако ключевые значения этих понятий совпадают, соответственно очень часто их соотносят между собой. Социальную жизнь рассматривают как:
- Совокупность обширных социальных групп – народов, наций, этносов, классов;
- Социальная жизнь – это обеспечение воспроизводства общества, совокупность благоприятных условий для жизни человека.
В социальной жизни человек может взаимодействовать с самыми разными социальными группами и категориями. Он является объектом и субъектом социальной структуры, может самостоятельно собирать вокруг себя группы единомышленников, а также использовать блага и ресурсы социальной сферы. Когда социальная жизнь обеспечивает человеку все социальные условия, он нуждается также в гарантиях. В данном случае в социальной жизни эти гарантии обеспечиваются ресурсами, поддержкой со стороны государства, а также возможностями не стоять на месте, а развиваться, осуществлять свою деятельность при любых обстоятельствах. Развитый человек – это паззл в огромной социальной системе. Он может гарантировать развитие всего общества. Также социальная жизнь включает в себя сферу услуг, то есть социальная жизнь неразрывно связана с экономикой, а именно с ее третичным сектором. Иногда этот сектор имеет иное название – в научно-исследовательских трудах этот сектор называют социальной инфраструктурой.
Структура социальной жизни
Социальная жизнь имеет свою структуру. Ее ключевыми элементами являются здравоохранение, образование и культура. Третий элемент – культура, - дополняется также сферой искусства. Это отдельный аспект социальной жизни человека, которые очень помогает ему воспринимать нормы и ценности общества, в котором он проживает, адаптироваться к социальным условиям и осуществлять деятельность, которая будет в дальнейшем иметь значение не только лично для человека, но и с точки зрения культуры – для более широких социальных групп.
Здравоохранение – крупнейшая сфера социальной жизни. Оно гарантирует организацию и обеспечение доступного медицинского обслуживания, а для отдельных категорий граждан по возможности – бесплатное медицинское обеспечение. Также здравоохранение отвечает за сохранение и повышение уровня здоровья, пропаганду здорового образа жизни у населения. Здравоохранение выполняет очень разнообразные функции, но через них отражается вся наполненность этой сферы социальной жизни. Во-первых, здравоохранение отвечает за заботу о здоровье населения и его поддержание. Во-вторых, организации проводят профилактические мероприятия, реализуют лечение распространенных и редких болезней. В-третьих, учреждения здравоохранения обязаны оказывать медицинскую помощь любому члену общества. К сожалению, все больше людей обращаются в частные медицинские центры, поскольку считают, что там их намного быстрее и качественнее обслужат. Этот вектор – не самый благоприятный, ведь человек может экономить на дорогостоящих медицинских процедурах, однако его время ему дороже, а доверия к государственным бюджетным учреждениям становится все меньше.
Образование – второй элемент социальной жизни человека. Основная цель образования состоит в том, чтобы удовлетворить потребность человека в знаниях, навыках и умениях в отдельно взятой области. Удовлетворение необходимо проводить в интересах успешного развития способностей, которые от рождения заложены в человеке, и которые могут по мере развития быть полезны для него. Образование выполняет несколько важных функций – удовлетворение потребности в получении нового опыта и знаний, осуществление подготовки или переподготовки к профессии, социализация через образовательные процессы, расширение социальных связей и заложение базы для своего профессионального и личностного роста, трудоустройства и наработки трудового стажа.
Третья часть социальной жизни – это искусство и культура. Их цель состоит в обогащении духовной жизни человека, приобщении к прекрасному, расширении культурных границ. Благодаря культуре и искусству человек может создавать условия для социальной и культурной деятельности. А также культура и искусства ответственны за сохранение накопленного исторического и культурного опыта, благодаря которому человек может понимать, к какой культуре он относится, откуда он произошел.
Социальная жизнь точно так же, как и социальная сфера – это все то, что окружает человека каждый день. Он не может существовать вне социальной жизни, поскольку такое абстрагирование и даже избегание может привести к десоциализации и к тому, что человек попросту утратит способность к нормальному общению, функционированию. Социальная жизнь как процесс и как окружение постоянно развивается, во многом зависит от внешних воздействий и факторов.