Семья как институт социализации
В современном обществе семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Феномен отцовства имеет социокультурную природу и характеризуется понятием предписанной культуры и регулируются общественными нормами, которые регулируют распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяют содержание ролей, модели ролевого поведения.
Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивают оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В государственном секторе, чаще всего, принимаются меры поддержки семьи которые имеют характер «догоняющего действия» и именно поэтому большинство внимания уделяется решению вопросов преодоление проблемности семьи, отработке новых технологий работы с проблемной семьей, расширению перечня учреждений предоставляющих психологическую, социальную, медицинскую, юридическую, правовую помощь.
Теории "семейной социализации"
В различных теориях социализации подчеркиваются и различные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.
По Г. Тарду, основным процессом взаимодействия сознания отдельного человека с существующими верованиями, убеждениями, соображениями желаний и намерений,порожденные обществом, является социализация. Ученый отмечал, что главным механизмом социализации (вхождение человека в общество) является подражание, что регулируется обществом через систему образования (обучения и воспитания), семью, общественное мнение и другие социальные институты. Г.Тард в социализации видел не только стабилизирующий общественный механизм и возможности обеспечения развития общества. Задача образования и воспитания заключается в создании предпосылок и условий для развития творчества человека, которая возникает в ее индивидуальном сознании как процесс взаимодействия людей в обществе.
Предметом исследования американского ученого И. Таллмена стал механизм семейной социализации в условиях нестабильного социокультурной среды.
Считая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины. Проблемы адаптивной социализации человека анализирует в эволюционном контексте американский социальный психолог Э. Эриксон, автор эволюционной теории социализации.
Понятие "симейной социализации", ее роль в институте семьи
Социализация дает возможность человеку усвоить образцы поведения, благодаря чему она будет осуществлять социальные взаимодействия, вступать в связи и отношения. Процесс социализации личности важен для общества потому, что он дает возможность построить по прототипу такую личность, которая была бы сопоставима «идеальном» представлению о ней в обществе, соответствующей социокультурной ситуации.
Кроме того, что семейная социализация обеспечивает формирование члена общества с жизненной позицией, системой ценностных ориентаций, она в значительной степени влияет на представление подрастающего поколения о модели семьи, семейную идеологию, о систему функций семьи как социальной группы и каждого члена семьи в частности. Семейная социализация имеет обеспечить готовность к созданию семьи, избрание своей формы брака, репродуктивных установок, места и роли в воспитании будущих поколений, а также избрание жизненных ориентиров и социальных ценностей Семейная социализация многогранный, многоуровневый, многофакторный процесс. С одной стороны семейная социализация рассматривается как первичная; с другой стороны, семейная социализация - это не этап в социализации индивида, это ее основа, ее корни, ее фундамент. Семейная социализация во многом определяет индивидуальные особенности индивида, его жизненные ориентиры. От семьи зависит не только социализация личности, но и развитие ее наследственных качеств и свойств (биологизация).
Итак, на сегодня сформирована точка зрения, что важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения, первичная социализация ребенка, но не имеет ни одной государственной программы, которая помогали семье понять - что такое семья из точки зрения социальных ожиданий, каковы ее функции по отношению к обществу, каковы ее функции по отношению к детям.
Необходимость активизации субъектной роли семьи, повышение ее социальной ответственности за воспитание детей приводит объективную востребованность воспитательного и социализувального потенциала не только родителей, а и институтов общества.