Теоретические основы социальной политики в отношении семьи
Несмотря на довольно длительную историю различных средств воздействия на репродуктивное поведение, само понятие «семейная политика» появилось и получило широкое использование только в 70-х годах ХХ в. Связано это в первую очередь с переходом к низкой рождаемости большинстве стран Европы. Срок семейная политика может иметь различную трактовку, и многие современные исследователи отмечают трудности концептуализации семейной политики из-за того, что она связана со многими сферами семейной жизни.
Концептуализация семейной политики в современной науке происходит в нескольких направлениях. В первом из них семейная политика рассматривается как достаточно широкая область политики государства, охватывающая различные аспекты существования семьи, в другом - трактуется как узкая сфера социальной политики.
Ш. Камерман и А. Кан определяют семейную политику как совокупность действий, осуществляемых правительством по отношению к семье. К ним относят обеспечение детей, семейное консультирование, финансовое стимулирование, налоговая политика и прочее. Из исследований видно, что они также рассматривают семейную политику как всю совокупность деятельности государства по отношению к семье.
Следует заметить, что Ш. Камерман и А. Кан были первыми исследователями, которые сделали попытки концептуализации семейной политики еще в 1970-х гг. В более поздних работах этих же ученых (1990-е годы) можно встретить характеристику семейной политики, как таковой, что включает в себя "законы и другие регулятивные постановления, льготы, программы (иногда), как четко направлены на достижение определенных целей для семей с детьми или семей в целом". То есть уже наблюдается некоторое сужение сферы семейной политики собственно у создателей срока. Похожий подход и в других известных ученых: С. Зиммерман считает, что семейная политика представляет собой совокупность отдельных, но взаимосвязанных компонентов, направленных на решение проблем семьи.
Проблемное поле современной социальной политики в отношении семьи
Проблемным, особенно в отечественной науке, есть уже концептуализация политики содействия рождаемости и ее место в целостной государственной политики. Во времена социализма было целостное понятие демографической политики, определялась как часть социально-экономической политики и один из основных компонентов политики народонаселения, которая в свою очередь формулировалась как направление социально-экономической политики, целью которого является влияние на развитие народонаселения.
На основе традиционных взглядов сформулировано более современное определение, распространенное в исследованиях ученых Российской Федерации:
«Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в области регулирования процессов воспроизводства населения и является частью социального управления».
Однако, за последние десятилетия значительно изменились подходы к пониманию демографического развития в целом и эволюции детородной активности в частности.
Особенностью широкого подхода можно считать, что объектом воздействия семейной политики является семья как социальная единица, без учета ее структурного состава. Если оценивать подобные широкие обобщающие определения семейной политики, то они включают в себя значительное количество компонентов, которые в целом влияют на положение семей с детьми, но относить которые к сфере семейной политики нет смысла, поскольку тогда понятие «семейная политика» практически сравняется с понятием « социально-экономическая политика »в целом. С другой стороны, нельзя ограничивать семейную политику исключительно влиянием на рождаемость, поскольку обеспечение достойного содержания и воспитания детей, независимо от их количества, не менее важной целью.
В современных условиях политику содействия рождаемости более корректно рассматривать в свету не демографической, а семейной политики. В большинстве развитых стран мира на уровне научных исследований и государственной власти именно семейная политика призвана решить проблемы детородной активности населения. Именно семейная политика выступает инструментом влияния государства на репродуктивные процессы населения. Ведущие отечественные ученые оперируют понятием семейная политика, начиная с конца 80-х годов.
В многочисленных современных исследованиях при формулировке «семейная политика» подразумевается именно политика содействия рождаемости, хотя имеют место и более широкие трактовки, о чем речь пойдет дальше. В данном тексте политика содействия рождаемости ассоциироваться именно с «семейной политики», что позволит находиться в русле ведущих европейских и мировых исследований. В украинской науке специфический термин для объяснения политики содействия рождаемости отсутствует. Иногда применяются термины «пронаталистической политика», «политика стимулирования рождаемости», а также «демографическая политика» как выражение всей политики направленной на население, в том числе и содействие рождаемости.
Оптимальный подход к пониманию социальной политики в отношении семьи
Оптимальным представляется подход, заключающийся в многоуровневом подходе к трактовке семейной политики. Данный подход характеризуется одновременным признанием широкого и узкого понимания семейной политики, и используют его, к примеру, такие известные ученые как Г. Неер, А. Готье. Среди российских ученых обоснования многоуровневого подхода к характеристике семейной политики присутствует в исследовании А. Кайловой.
В целом, понимание семейной политики, а также разница в уровнях ее характеристики лучше оказывается через призму используемого инструментария. Если рассматривать семейную политику в узком смысле этого слова, то в круг ее компонентов включаться относительно небольшое количество инструментов (так называемые "традиционные компоненты": выплаты, отпуска и услуги по уходу за ребенком). Если же брать широкое понимание семейной политики, то к ее инструментам относят очень широкий круг средств государственной политики. Сюда можно отнести пенсионное обеспечение, политику на рынке труда, общественный транспорт, миграционную политику и прочее.
В узком смысле семейная политика представляет собой систему средств целенаправленного воздействия на положение семейной пары с ребенком (детьми) или одиноких родителей.
В широком смысле семейная политика охватывает все направления государственной политики, направленной на семью как на институциональную или социальную группу, и потенциально влияют на ее положение.
Собственно говоря, в аналитических исследованиях семейной политики (в частности сравнительного характера) отмечается существование многих подходов к определению семейной политики, но для анализа используется узкое понимание. Это связано, с одной стороны, со слишком значительной шириной области, которую приходилось анализировать при использовании широкого понимания семейной политики, с другой - с отсутствием по многим пунктам необходимых данных.