Актуализация проблемы развития современной семьи
Актуальными тенденциями развития семьи являются:
- нарушение ее структуры вследствие разрушения многопоколенной расширенной семьи, рост числа разводов, распространение гражданского брака и рождаемости вне брака;
- ослабление межсемейное и внутрисемейных контактов снижение способности членов семьи к межличностного общения;
- падение родительского авторитета в глазах детей, разрушение воспитательного потенциала семьи;
- рост детской агрессивности в результате увеличение количества проблемных семей;
- снижение уровня материального обеспечения семей и ухудшение условий для полноценного развития и воспитания детей.
Изменения в общественной жизни способствовали видоизменению функций семьи относительно личности и общества. На современном этапе развития социума в семье возникает ряд многоплановых проблем, среди которых можно выделить следующие:
- изменения и нарушения в функциях семьи, связанные с социальными и экономическими проблемами;
- уменьшение количества детей в семье и трудности в их воспитании, связанные с неудовлетворительным по состоянию педагогической культуры родителей, результатом чего становятся недостатки в организации семейного воспитание неоптимальный стиль общения и взаимодействия между родителями и детьми, возникновения конфликтов, негативные тенденции в физиологическом и психологическом развитии детей.
На основе анализа проблем и характеристик современной семьи можно выделить ряд тенденций развития семьи и семейных отношений, обусловленных социальными, демографическими, экономическими, психолого-педагогическими процессами, порожденными общественными трансформациями.
Негативные изменения в структуре семьи
Классифицировать семьи по структурному составу можно, учитывая следующие параметры:
- историю семьи;
- характер брачных отношений;
- количество поколений в составе семьи;
- наличие и количество детей;
- воспитательный потенциал;
- психолого-педагогические особенности межсемейные отношений.
Соответственно, выделяют такие типы семьи:
- Семья нуклеарная и расширена;
- Семья полная и неполная;
- Бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья;
- Благополучная и неблагополучная семья;
- Традиционная семья и семья, где супруги находится в гражданском браке;
- Первичная и вторичная семья;
- Семья с высоким и низким воспитательным потенциалом и тому подобное.
Современные реалии жизни нашли свое отражение в видоизменениях структуры семьи. Сложности кризисного периода обусловили углубление демографического кризиса с начала 90-х годов.
Рождаемость снизилась до уровня, по которому не может быть воспроизводство населения государства и сохранение стратификационных процессов. Таким образом, последние десятилетия характеризуются следующими негативными изменениями в структуре семьи:
- Массовая нуклеризация семьи;
- Увеличение количества гражданских браков;
- Рост числа неполных семей;
- Увеличение количества одиноких матерей (материнство вне брака);
- Распространение повторных браков, где один из родителей не является родным и воспитывает чужих детей,
- Увеличение количества семей смешанного типа, в которых есть общие дети от повторного брака и
- от предыдущих браков каждого из супругов;
- Массовая малодетность и однодетность семей;
- Рост количества разводов.
Разрушение воспитательного потенциала семьи
В современной семье нет четкого осознания того, что главная ее задача в отношении детей - воспитание, видоизменяется в зависимости от возраста ребенка. В раннем детстве семья поддерживает в основном только физическое существование детей, обеспечивает надлежащий уход за ними; впоследствии заботится о их умственное развитие и, наконец, осуществляет нравственное воспитание, когда заботиться нужно не только о том, чтобы дать детям образование, а, прежде всего, сделать их полноценными личностями.
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование девиантного поведения ребенка прежде всего выделяют родительскую семью. Именно в семье отводится решающая роль в определении направленности детского поведения, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации индивида. В зависимости от того, как складываются эти отношения и общения, который воспитательный потенциал имеет семья, формируется личность ребенка.