Роль К. Маркса и Ф. Энгельса в становлении социологии науки
Социология науки имеет достаточно богатую и продолжительную историю своего становления. Как специальность и одна из социологических отраслей, социология науки появилась в связи с усилением роли науки и научного знания в различных областях человеческой жизни (экономической, политической, социальной и духовной сферах).
Первыми социологию науки в данном качестве стали исследовать известные ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они анализировали социологию науки, и именно их разработки и анализ стали основой для последующего изучения науки. Несмотря на то, что дальнейшее развитие науки привело к возникновению множества проблем и противоречий, в том числе в области социологического знания, все же авторы не предъявляли требований к необходимым систематическим исследованиям научной сферы. В то же время, некоторые ученые все же обращаются к анализу науки. Особенно это коснулось естественнонаучных специальностей.
Таким образом, социология науки является прямой наследницей классических традиций немецкого научного знания (благодаря К. Марксу и Ф. Энгельсу, а также К. Мангейму и М. Шелеру). Но, в отличие от классической традиции социология науки учитывает специфические черты научного знания, подразделяет его на «истинное» и «ложное».
Возможности научного знания напрямую зависят от господствующей философии науки, а также от тенденций в развитии и становлении теории познания и представлений философов о природе науки и научного знания.
Институциализация социологии науки Р. Мертоном
Роберт Мертон является первым и крупнейшим западным социологом, который уделяет большое внимание исследованию науки в период с 30-х годов 20 века. Несмотря на достаточно юный возраст, он с самого начала ориентировался на тщательное исследование научной сферы, а также на исследования, которые так или иначе связаны с проблемами научного знания.
Основные работы, которые Р. Мертон посвятил социологии науки: «Наука, технология и общество в Англии 17 века» и «Наука и социальный порядок». В обеих Р. Мертон предлагает свое понимание и формулировки институциональной концепции науки. По сути, именно в этот период социология науки предстает в качестве социального института, поскольку она обладает своими уникальными ценностями и системой норм. Помимо этого, Р. Мертон определил универсальные формы науки, которые выполняют функции императивов, а также задают основные тенденции в развитии научного знания и ориентации членам научного сообщества.
Данные универсальные нормы образуют так называемый «этос науки». Он состоит в четырех ключевых, основополагающих ценностях:
- Универсализм – убеждение в том, что природные явления, которые становятся объектом научного познания, повсюду протекают одинаково. Истинность научных утверждений может основываться без учета половозрастных, расовых и статусных особенностей тех, кто их формулирует;
- Общность – в буквальном смысле эта ценность называется «коммунизм». Ее смысл заключается в том, что научное знание должно находиться в свободном доступе и становится общим достоянием каждого члена общества. Им нельзя владеть в монопольном порядке;
- Незаинтересованность материальная – третья ценность социологии науки. Главный стимул в научных изысканиях исследователя – это бескорыстный поиск истинности. Здесь знание свободно от соображений личной выгоды, и ученый должен находиться в поиске во имя науки и общества, а не с целью завоевания славы и получения различных денежных дивидендов и вознаграждений;
- Организованный скептицизм – четвертая ценность, определенная Робертом Мертоном. Ее идея заключается в том, что каждый ученый-исследователь несет ответственность за адекватную оценку доброкачественности и истинности знания, и данная оценка должна стать достоянием общественности и гласности.
Модель науки Т. Куна
Еще один известный исследователь, который занимался разработками социологии науки, является Томас Кун (1922-1995 гг.). По сути, Т. Кун опроверг наличие такого эксперимента («решающего эксперимента в реальной истории науки»), который будет отличать правильную, «истинную» теорию от неправильной, «ложной». Именно по этой причине Т. Кун разрабатывает свою модель развития научного знания, в которой особое внимание уделяет наличию в историческом развитии скачков-революций.
Основными элементами его модели выступают такие понятия, как «научная парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» и «научная революция». Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом и образуют цельную, сложную систему, которая является ядром всей куновской теории.
Особое внимание Т. Кун уделяет понятию «нормальная наука», которая предстает в качестве постоянного и стабильного роста научного знания в рамках одной, общепринятой парадигмы. Парадигма задает образцы и нормы поведения и мировоззрения, а также средства, использующиеся для постановки проблемы и поиска ее адекватных решений.
Нормальная наука противопоставляется другому понятию – «научная революция». Научная революция – это резкая смена научной парадигмы. Соответственно, это ведет к переходу от нормальной науки, которая привычна общественности, к другой науке, которая требует новых средств и адаптации со стороны социума. Этот переход можно описать при помощи пары понятий «парадигма-сообщество», где парадигма приобретает еще и значение некоего центра, вокруг которого образуется научное сообщество, опираясь на нормы и ценности имеющейся парадигмы.
Парадигма, таким образом, выступает в качестве элемента, который объединяет членов научного сообщества, или же наоборот – научное сообщество состоит из людей, которые признают одну и ту же парадигму, подчиняются ее научным взглядам, ценностям, нормам, а также объединяются ради достижения одной, единой цели. При смене парадигм сообщество может разрушаться, связи между членами исчезают, но они могут восстановиться уже на основе приобщения к другому парадигмальному направлению.