На современном этапе научного развития социология молодежи представляет собой самостоятельную область социологического познания. Ее становление в нашей стране осуществлялось в 60-х годах прошлого столетия, в период «хрущевской оттепели», когда появились первые исследования молодежи как отдельной социальной категории, отдельной социальной общности.
Становление самостоятельного направления социологических исследований было обусловлено рядом объективных факторов, усилением роли молодых людей в жизнедеятельности общества, появлением многочисленных молодежных течений, так называемой «молодежной революции».
Предмет социологии молодежи
Предметом изучения в рамках данного научного направления выступает широкий спектр социальных проблем, включая роль и место молодых людей в социальной структуре, процессы социализации и формирования личности молодых, ценностные ориентации, профессиональные проблемы, проблемы трудоустройства и безработицы, социальной мобильности и социальных ожиданий, особенностей поведения молодёжи и пр.
Объектом исследования выступает молодежь как особая социально-демографическая общность, группа.
Другими словами, социология молодежи занимается исследованием всех аспектов жизнедеятельности молодежи.
Уровни социологии молодежи
Как научная область социология молодежи базируется на трех основных уровнях, включая следующие:
- общеметодологический, которые основывается на подходе к изучению молодежи как социального феномена;
- социально-теоретический, ориентированный на выявление структуры, специфики молодежи как особой социально-демографической общности, особенностей ее мировосприятия и миропонимания, реализации поведенческих стратегий, возрастной и социально-психологической специфики образа жизни, динамики профессиональных стратегий и ценностных ориентаций;
- эмпирический, который анализирует конкретные факты различных сфер жизнедеятельности на основе реализации социологических исследований.
Взаимосвязь социологии молодежи с другими областями социологического познания
Выступая самостоятельной областью научного познания, социология молодёжи связана с другими направлениями социологических исследований, включая следующие:
- исследования детства, жизненного цикла различных поколений, пожилых людей. Указанные исследования имеют общую проблематику, занимаются изучением возрастных границ, проблем смены поколений, возрастной дискриминации, последовательности жизненных событий;
- социология образования, семьи и культуры: указанные направления занимаются изучением проблем социализации, самоопределения, воспитания и обучения, кризисов самоидентичности и пр.
Современные тенденции развития социологии молодежи
Как и другие области социологического познания, социология молодежи находится в состоянии постоянного развития. В качестве основных концептуальных тенденций в развитии данного направления научных исследований можно выделить следующие:
- разворот направлений исследований в сторону комплексного, многостороннего, концептуального изучения молодежи как социально-демографической группы, как полноценного участника системы социальных взаимодействий с разнообразными двусторонними связями, а не объекта социологического, психологического или педагогического воздействия;
- исследование молодежи, процессов ее социализации, формирования системы аксиологических модусов, особенностей поведенческих образцов, эталонов в контексте глобализационных процессов.
Таким образом, на современном этапе развития социология молодежи представляет собой молодое, перспективное направление реализации социологических исследований, позволяющих лучше понять роль молодежи в обществе, ее значения для социального развития.