Структура социологии культуры
Морфологический аспект культуры связан с взаимодействием и соотношением разных сторон культуры, их ролью в формировании социального организма.
Человеческая жизнь имеет значение только если наполнена культурным смыслом.
Важнейшие структурные элементы культуры как системы:
- Язык – главное средство общения, трансляция значимой информации, ценностей, социального опыта. Понятийно-логический аппарат является первоосновой культуры, благодаря ему человек может познавать окружающий мир. Посредством языка аккумулируются и передаются культурные ценности. Язык координирует действия людей, поддерживает сплоченность общества, обобщает опыт людей.
- Символы, понятия, смыслы, типичные связи, взаимодействия (ритуальные, функциональные, родственные), эталоны и образцы поведения. Для того, чтобы люди ориентировались в определенных обстоятельствах и ситуациях, понимали друг друга, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать определенные условия. Типизация участников взаимодействия основывается на речевом общении и физических действиях (личность наблюдает, что делают другие люди). В развитии взаимодействия между людьми большое значение играют символ, ритуал, миф.
- Убеждение и знание. Убеждения содержат то, чем люди руководствуются в своей повседневной деятельности, к чему они привержены, что воплощают в моделях поведения. Убеждения связаны со знаниями. Человек поступает вопреки знаниям, если они противоречат его интересам.
Происходит раздвоение культуры – между убеждениями и знаниями. Скудность культуры часто предопределена фрагментарностью, узостью знаний личности. Личность, обладающая разносторонними знаниями, избавлена от крайних, примитивных суждений и оценок, ее мировоззрение многомерно, деятельность и поведение оптимальны. Активное распространение знаний придает убеждениям смысл, идею, ситуацилизирует их.
Существенным критерием формирования убеждения выступает идеология в виде логически обоснованной социальной доктрины как совокупность культурных ценностей.
Подсистемы социологии культуры
К основным подсистемам культуры относятся следующие структурные элементы:
- ценностная подсистема;
- нормативная подсистема;
- подсистема социализации человека;
- сущностное свойство человека;
- качественная характеристика деятельности человека.
Ценностная подсистема – совокупность жизненных целей, ценностей, средств их достижения. В различных культурах ценности не совпадают. То, что в одном обществе может быть нравственным, в другом считается безнравственным. Культура – это метод, способ ценностного усвоения действительности.
Рассматриваемая в ценностном контексте культура, выступает своеобразным социальным механизмом, который выявляет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Выделяют следующие виды социальных ценностей: политические, экономические, нравственные, эстетические и т.д.
Культурные ценности можно классифицировать по: масштабности (общецивилизационные, общечеловеческие, общенациональные, субкультурные (локальные); по критериям соответствия потребностям людей (прогрессивные, антиценности, ранее созданные, но «невостребованные» ценности); по способу вписания ценностей в эпоху (произведения культуры прошлого и современности).
Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты поведения. Нормы – неотъемлемый элемент культуры, это общепринятые модели поведения людей в обществе.
Социальные нормы тесно взаимосвязаны с господствующими в социуме идеалами, ценностями, верованиями, символами. Нормы культуры – определенные требования общества к человеку, ожидание от членов общества соблюдения норм поведения, права и морали, общепринятых стандартов поведения.
В подсистеме социализации человека культура рассматривается как человекотворческая, гуманистическая грань. Она представляет собой обретение сущности человека, проявление ее уникальности; выражение преобразования человека в ходе исторического развития, процесс и мера его самореализации.
Культура как сущностное свойство индивида представляет собой совокупность культурных ценностей в виде знаний, умений, убеждений, нравственности и т.д. Это степень свободы человека, которая освобождает от стереотипов и шаблонов мышления, деятельности, поведения. Культура дает возможность человеку для свободы самовыражения с одновременной способностью к внутреннему нравственному самоограничению.
Основная сфера жизнедеятельности человека – деятельность по созданию ценностей для удовлетворения своих потребностей. Человек является творцом культуры во всех ее формах, видах и способах.
Культура является самовоспроизводящей системой, это опредмечивание духовного богатства человека, его знаний, умений, способностей, воплощенных в процессе творчества в ценности культуры.
Функции социологии культуры
К основным функциям социологии культуры относятся:
- Научно-познавательная функция. Обеспечивает знание о социальных механизмах, факторах, способствующих формированию культурных процессов или их изменению; изучает специфику закономерностей культурной динамики в условиях современности.
- Образовательная функция. Ориентирована на предоставление знаний членам общества для лучшей адаптации в сложных социокультурных условиях, на обоснование и раскрытие современных представлений о них.
- Практическая функция. Направлена на выработку научных исследований культурной политики и целенаправленных культурных изменений.
К социальным функциям культуры относятся: адаптационная, мировоззренческая, интеграционная и регуляторная функция, а также функции легитимации, идентификации и социального изменения.
Адаптационная функция: индивид, усваивая культурные образцы и навыки, преобразуется в социальное существо, способное к взаимодействию с другими индивидами
Мировоззренческая, или смыслополагающая функция: культура придает смысл человеческой жизни и объясняет устройство мира.
Функция легитимации: культура поддерживает и объясняет существующий социальный порядок.
Функция идентификации: человек определяет свою идентичность, создает свой собственный образ на основе выработанных культурой представлений о реальности.
Интеграционная функция объединяет человеческую общность на основе общих норм, ценностей, представлений.
Регуляторная функция: поведение индивидов в обществе регулируется культурными ценностями и нормами.
Функция социального изменения: новации и изобретения в культурной сфере выступают фактором изменения общества.