Введение в понимание феномена социально-территориальной структуры общества
Исследуя социальные проявления, социологи пытаются выявить физические характеристики явлений, процессов, ситуаций, изучаемых найти видимые и понятные параметры для объяснения сложного и не всегда видимого социально-культурного подтекста. Такими характеристиками, в частности, является территория и пространство, которые позволяют через чисто физические параметры понять сложные смыслы, социальные знаки и коды, глубинные значения, наполняют город в процессе социальной коммуникации, социальной жизни.
Когда мы говорим о территории города, то имеем в виду вполне конкретные моменты - официально признаны черте города, указанные на карте его контуры, административно определены границы районов, определенные социально-функциональные и частные зоны и тому подобное. Но мы переходим к изучению восприятия людьми того города, где они проживают, становится очевидным, что кроме административных границ еще и границы природные, которые не нанесены на одну из карт, но известны жителям города. Это может проявляться в разном определении лицами «начала» города. Им может быть и знак с названием на въезде, и железнодорожный или автовокзал, и собственный дом или двери собственной квартиры, и даже какой-то образ, характерный для ландшафта (природного или искусственного).
Пространство как часть социально-территориальной структуры общества
Этимологически слово «пространство» выводится из слов «полоса», «слой», «плоскость», «луч солнца» - то есть то, что имеет определенные границы и выделяется из целого, сущего.
Понятие «социальное пространство» было введено в научный оборот на рубеже ХIХ - ХХ вв. и быстро стало терминологической составляющей многих гуманитарных наук, в частности философии, географии, социологии. Однако контекст его использования относил пространство на обочину научного осмысления, поскольку само пространство рассматривался как прозрачную среду, которое включает в себя определенные смыслы и в котором перемещаются и взаимодействуют тела. Если среда прозрачна, то, соответственно, и внимание на нем не концентрируется, оно воспринимается лишь как фон для развертывания взаимодействия, плоскость территориального или социального структурирования и тому подобное. Как непосредственный объект исследования городское пространство «возродился» только в 1990-е гг.,
Вместе с осознанием процессов глобализации и нового пространственного переворота сформировали новую академическое сообщество, способную критически и без отторжения воспринимать идею пространственного понимания города. Остановимся более подробно на основных теоретических «вехах», важных для понимания города и городской жизни через пространственные координаты. Формальная социология пространства Г.Зиммеля. Одним из первых в социологическом знании предложил формулу «социология пространства» известный немецкий социолог Георг Зиммель.
Определенным итогом отдельных исследований и публикаций в сфере осмысления пространства стала его так называемая «Большая социология», который включает в себя раздел «Пространство и пространственные порядки общества». Г. Зиммель рассматривал основные качества пространства как формы (что в этом смысле уже есть пространственной характеристикой). По его мнению, взаимодействие людей есть, кроме всего прочего, еще и наполнением пространства. Каждый человек, который поселяется на определенной территории и действует, заполняет собой, своей субстанцией и действием определенное место.
Между «заселенным» местом одного человека и таким же местом расположено ничем не заполненное пространство (или, по сути - ничто), которое наполняется и оживает только тогда, когда эти лица начинают взаимодействовать. По сути, с самим пространством ничего не происходит, значимым становится лишь тот смысл, который придают ему те лица, которые взаимодействуют между собой.
Чикагская школа как основная теоретическая база в изучении теорий пространства
Понятие «экология» было перенесено в социологию из естественных наук - в природе живые организмы распространяются на поверхности земли при сохранении баланса и равновесия различных видив.Започаткувалы это направление исследователи Роберт Парк (Robert Park), Эрнест Берджесса (Ernest Burgess) и Родерик Маккензи ( Roderick D. McKenzie), которые со второй половины 1920-х гг. начали активно и систематически исследовать город Чикаго и его окраины.
Труды Р. Парка, одного из основателей Чикагской школы, вряд ли можно отнести к так называемой «большой теории» . Исследовательская практика интересовала его гораздо больше. Тем не менее, его работы стали серьезным толчком к развитию социологии города, социальной экологии, проблем социализации, маргинальности и тому подобное. Город он рассматривал как единый социальный организм и естественное явление, вмещающий множество со-ных фактов, развиваются по своим законам, независимо от воли и действий людей. Задачами исследовательской программы социальной экологии стало выявление этих социальных фактов (в частности, конфликтов, случаев преступного поведения, миграций и т.д.) с целью разработки системы социального контроля.
Продолжая рассматривать социальное в тесной связи с пространственным, Л. Вирт отмечает целый ряд особенностей городской жизни. Жители города вырабатывают новые средства ориентирования в городском пространстве, становятся более чувствительными к миру артефактов, все больше удаляясь от мира природы. Для города характерна борьба за пространство, использование отдельных территорий с максимальной экономической отдачей. Все больше разведенными в пространстве оказываются место жительства и место работы (поскольку значительная концентрация в одном месте промышленных предприятий и коммерческих структур делает невозможным комфортное проживание рядом с ними). Как результат - разные части города приобретают специфических функций, а город в целом превращается в мозаику социальных миров. Переход от одного к другому «мира» может происходить совершенно неожиданно.
Жители города становятся носителями «плавающего статуса» - группы, к которым относится человек, не имеют иерархического ранга; исчезает доминантная группа, с которой бы в первую очередь идентифицировал себя индивид. Зато человек получает представительство в различных социальных группах, где активизируется то сторону его личности. Эти группы могут быть вообще не связанными между собой, или пересекаться в неожиданных вариациях.
По мнению российского социолога А. Ф. Филиппова, следует различать три основных аспекта понимания пространства:
- Пространство взаимодействия социальных акторов
- Социальное пространство как порядок социальных позиций;
- Пространство структурируется статусами социальных акторов,
- Пространство как вместилище тел.
Из-за недостаточного методологического внимания к пространству, в трудах социологов, занимающихся обозначенной проблематикой, указанные выше аспекты в большинстве случаев не отделяются, а наоборот, переплетаются, что фактически делает невозможным отнесение авторов к тому или иному направлению. Однако различия этих аспектов важно для определения возможных плоскостей исследования городского пространства и человека в нем.