Подходы к исследованию питания как части социальной системы
Традиционно еда и питание относятся к наиболее обыденной, повседневной сфере, и достаточно сложно представить их в качестве объектов научного исследования. Но все же в начале ХХ века они оказались объектами междисциплинарного научного познания. Ими занимались такие научные течения, как медицина, история, экономика и, наконец, социология. Конечно, каждая дисциплина выделяла свой объект и предмет, а также проблемную область, но для нас особо значение имеет именно социологическое понимание питания.
Отвечая на вопрос о том, чем обусловлена такая необходимость научного изучения питания, стоит обозначить некоторые социальные аспекты, которые институциализировались и выразились в трех основных направлениях исследования питания: естественнонаучном, этнографическом и социологическом.
Каждое из них возникло в середине ХХ века, поскольку этот период известен как время научного переворота, изменений во взглядах исследователей по отношению ко многим проблемам. В том числе, именно в этот период обозначается актуальность изменений в повседневной жизни каждого индивида. Ученые отметили, что, исследуя бытовую сферу, можно исследовать жизненный мир человека, его обыденную жизнь, которая и оказывает самое главное влияние на его мировоззрение.
Различия между этими подходами заключаются в методологических основаниях к определению пищи. Это может быть пища как фактор физического здоровья индивида, пища как социальная привычка и маркер социального положения человека в обществе, пища как этнокультурная традиция, отличающая один этнос и нацию от других. Также еда рассматривается в качестве культурного и социального маркера, как часть языка, языковой системы, его кода. Но объединяет все эти методологические принципы то, что они легли в основу единой социологической интерпретации эмпирического исследования практики питания общества.
Социальные нормы как регуляторы питания человека предстают в качестве социальных предписаний, которые относятся к следующим аспектам:
- Количество приемов пищи;
- Качество пищи;
- Момент приема пищи;
- Тип приема пищи.
Все это в общем виде является условиями (социальными контекстами), в которых происходит пищевая деятельность людей. В своей работе Е.Ю. Ганскау и ее коллеги подчеркивают тот факт, что с социологической точки зрения питание – это не только естественный, физиологический процесс, но деятельность по созданию индивидуальных и социальных смыслов.
В этом заключается феноменальность питания: оно включает в себя и физиологические, и культурные, и эмоциональные аспекты, поэтому через него можно понимать социальные отношения и принципы их устройства в современном мире.
Социология питания как часть современного научного дискурса
Социология питания направлена на исследования процессов производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания. Ограничить ее сферу только вопросами, непосредственно связанными потреблением пищи нельзя (это было бы неправильно, так как не дало бы полных социологических данных).
Потребление пищи связано с ее приготовлением. Приготовление – это уже процесс производства продуктов питания. Между ними стоит так называемый обмен (торговля) или распределение. Таким образом, в фокусе внимания социологии питания оказывается целая цепочка общественных отношений производителя и потребителя, которые неразрывно связаны друг с другом. На вопрос о том, почему именно социология должна заниматься изучением питания, исследователи приводят следующие факты.
Во-первых, это именно так, потому что питание, как и производство продуктов питания, так и их приготовление и потребление – общественная деятельность. Из процессов питания одного индивида складывается система питания всего общества.
Вкусы индивида также определяются не только в связи с индивидуальными предпочтениями и особенностями, но и социально. При этом процедура питания строго социально нормирована и структурирована. Например, обед – это не только процедура потребления пищи в определенный временной промежуток дня, но и целый социальный институт.
Во-вторых, питание не только обеспечивает процессы воспроизводства социальной группы, но и формирует ее строго очерченные социальные границы. Именно через питание формируется идентичность каждой общественной группы. Таким образом она отличает себя от других и образует внутреннее единство.
В-третьих, процессы питания – это в некоторой степени типичное действие (в веберовском смысле этого слова). Например, продукты питания всегда наделяются своим смыслом, назначением, кодом. Их потребление ориентировано не только на самого себя, но и на других людей в обществе. питание – это не только продукты: это еще и символы, символическая деятельность. Чаще всего символ относится не только к продукту, а и ссылаются друг на друга. Отсюда получается, что потребление пищи – это символическое потребление, которое питает не только тело, но и душу человека и всего социального класса.
В рамках социологии питания существует несколько основных методологических направлений:
- Позитивизм (П. Сорокин);
- Функционализм (О. Ричардс);
- Структурализм (К. Леви-Стросс, Р. Борт, М. Дуглас);
- Материализм (Дж. Гуди);
- Генетический структурализм (П. Бурдье).
Среди самых известных современных авторов, которые работают в области социологии питания выделяют таких, как П. Фридман, Дж. Гуди, К. Кауфман. Социология питания представляет собой соединение материального и социального в единую систему, рассматривая основные материальные структуры повседневности, в которые включен человек. Индивид при этом воспринимает питание как данное, что-то естественное, вне рефлексии и тематизирования.
В течение достаточно продолжительного времени (практически до середины XX века) социология питания, да и вся повседневность выходили за пределы поля деятельности социологии. Структуру повседневности практически не рассматривали. Но все же, к концу XX века социология питания, как и социология вещей, выполнила свое предназначение: она вернула социологию к проблемам материального потребления, а также к исследованиям процессов жизнедеятельности человека в условиях постоянно изменяющегося общества.