Сущность социологии детства
Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и явления, которые происходят ежедневно, оказывают влияние на детский организм и психику.
Социология детства стоит и функционирует в одном ряду с такими отраслями социологии, как:
- Социология воспитания;
- Социология образования;
- Социология молодежи.
Объект социологии детства – детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения человека во все этапы взросления. Таким образом, в качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе своей первичной социализации, и любое воздействие может оказать как негативное, так и позитивное влияние.
Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, которые направлены на регулировку соответствующих ролей, детской субкультуры, а также процессов взаимодействия общества и детства, государственной политики в интересах детей и подростков.
Важно понимать, что детство в принципе – это достаточно широкое понятие, и сюда входят дети разных возрастных уровней (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия). То есть, до 18 лет любой человек считается ребенком, но при этом его уровень развития может быть абсолютно любым, так как это зависит от успешности социализации, от психических, физических и интеллектуальных особенностей.
В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.
При реализации данных исследований учитывается, что временной период детства характеризуется рядом социальных процессов:
- Первичная семейная социализация;
- Первичная внесемейная социализация;
- Формирование представлений о социальных нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные курсы);
- Освоение социальных ролей «взрослого мира» (для детей дошкольного или младшего школьного возраста рекомендуется организация такого освоения в игровых формах);
- Приобретение социального статуса (статус ребенка, затем статус школьника).
Отечественная социология детства
Этап становления советской социологии детства приходится на 20-30-е годы 20 века. Именно в это время ведется достаточно активная теоретическая и эмпирическая деятельность по изучению проблем детского возраста. Созданы соответствующие научные учреждения.
Социально-педагогические исследования проводились в разнообразных учреждениях: в библиотеках, школах, семьях, пионерских отрядах, детских домах. Они были ориентированы на исследование процесса формирования нового человека, а также на изучение окружающей среды как основного источника влияния на ребенка.
Гораздо позже, в 1982 году, спустя почти 50 лет, И.С. Кон предложил первую комплексную программу по изучению детства. Из данной программы, с небольшими изменениями и адаптациями под современные реалии, были выделены задачи социологии детства.
Детство в современном российском обществе – это обособленная социальная категория, которая связана с различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные ограничения.
В России на сегодняшний день детство институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, и эти границы легиматизированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка», а также в Конвенции ООН о правах ребенка. Так как детство не обладает самостоятельностью а таких процессах, как самостабилиация и самоорганизация, то оно нуждается в постоянном контроле или со стороны органов власти, или со стороны тех социальных институтов, которые способны оказать влияние на первичную социализацию главного объекта социологии детства – ребенка. Отсюда вывод, что существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи в первую очередь.
Задачи социологии детства
Итак, И.С. Кон предложил программу по изучению периода детства, в которой выделил следующие задачи:
-
Понять и проанализировать уже существующие в обществе ожидаемые, нормативные и реальные образы детства. К ним относятся следующие:
- Критерии детского возраста (периодизация);
- Черты и свойства, а также текущие стереотипы ролевого поведения детей, которые выступают в качестве социально-общественной нормы;
- Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия);
- Символизация возрастных процессов. Сюда входят представления о том, как происходит процесс перехода из одной возрастной группы в другую, но все это в рамках категории «детство»;
- Возрастные ритуалы или инициации детей (первый звонок, выпускной, переход из детского сада в школу, переход из категории «младшие классы» в категорию «старшие классы», последний звонок).
-
Изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предмет исследования в данном случае – это возрастная стратификация, а также структуры жизненного пути. Исследователь проводит сравнение возрастных изменений и их связь с изменениями исторического характера.
Еще одна отдельная задача социологии детства – это исследовать и проанализировать специфику детской субкультуры. Детская субкультура является социокультурным феноменов общества и может выступать как некоторый механизм для поддержания образцов конструирования детского периода развития.