Теория «человеческих взаимоотношений» — это концепция, сформулирована Э. Мэйо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов.
Э. Мэйо – это американский социолог, психолог, который в свое время внес значительный вклад в развитие социологии управления.
Эксперименты Э. Майо
Свои эксперименты Майо начал проводить в 1924 году в городке Хоторн близ Чикаго, на заводе который принадлежал компании «Вестерн Электрик». Целью эксперимента было выяснения причин снижения уровня производительности труда.
Работу Майо начал с того, что разделил коллектив цеха на контрольную и экспериментальную группы и значительно улучшил освещение рабочих мест на выбранном экспериментальном участке, что существенно повысило производительность труда. Однако, когда Майо, снизил освещенность, то к его удивлению производительность труда все равно продолжала расти. Так он пришел к выводу, что рост производительности не связан с уровнем освещения.
Самыми известными экспериментами Майо стали исследования работы сборщиц реле в тестовой комнате. В данном эксперименте участвовала небольшая группа, в которую входили шесть женщин - пять сборщиц реле и одна комплектовщица. Они работали в одном помещении, но условия работы им очень часто меняли, в частности, изменяли освещенность, количество перерывов, уровень качества питания и пр.
Парадокс состоял в том, что даже негативные изменения приводили к повышению уровня производительности труда. После этого Мэйо предположил, что в эксперименте участвует некая независимая переменная, которой является сам факт участия человека в эксперименте. Таким образом Мэйо сделал первое открытие, что к повышению производительности труда привело внимание к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей. Такой феномен был назван Хоторнским эффектом.
Хоторнский эффект – это особый феномен, при котором условия новизны, повышенного интереса и внимания к экспериментальному исследованию заметно искажают его результаты.
Выводы и результаты эксперимента
Исследования Майо также показали, что:
- работники завода стремились создать неформальные группы, внутри которых во время дополнительных перерывов они могли реализовать взаимоотношения на практике;
- именно эта тенденция привела к повышению уровня производительности труда;
- групповая принадлежность и разнообразные отношения между окружающими дают работникам разнообразные психологические выводы. Это не менее важно для них, чем финансовый аспект;
- исследователи установили тот факт, что неформальные группы могут удовлетворить ряд потребностей.
Кроме того, Майо пришел к следующим выводам:
- чувство принадлежности является одной из самых сильных эмоциональных потребностей;
- люди стремятся как к получению, так и к оказанию помощи в процессе организации трудовой деятельности;
- при общении удовлетворяется потребность людей в информации.
Производительность труда – это степень результативности деятельности людей в сфере производства материальных благ, в течение какого-то определенного промежутка времени.
Главное открытие Э. Мэйо заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда гораздо более сильное влияние, чем физические характеристики, при условии того, что сама организация труда является эффективным процессом.
Исследования Мэйо позволили ему сформулировать теорию «человеческих отношений».
Человеческие отношения – это взаимодействие между людьми в рамках узкого круга либо социума в целом. Человеческие отношения реализуются как в трудовой деятельности, так и в других формах активности личности, которые проявляются путем попадания в разнообразные ситуации.
Доктрина человеческих отношений
Исследования социолога заложили основу для возникновения доктрины человеческих отношений, в которой существовали несколько принципов:
- человек является социальным существом и для него важно принадлежать к какой – либо социальной группе;
- бюрократия несовместима со свободой человека и с его истинной природой;
- руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.
Если за труд вознаграждается вся группа, то этот метод воздействия гораздо эффективнее приоритета одного человека.
Мэйо также говорил о том, что внимание необходимо концентрировать на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности, поскольку – это основной путь решения возникающих общественных противоречий. Таким образом общество станет стабильнее и даст начало партисипативному менеджменту.
Партисипативный менеджмент – это система, которая предполагает привлечение работников к управлению предприятием и базируется на предпосылке, что человек на нем является не только исполнителем определенной функции, а проявляет заинтересованность в том, как организована его работа и в каких условиях он трудится.
Несмотря на важность и значимость описанных экспериментов, их весьма часто критикуют, руководствуясь при этом вполне обоснованными фактами. Например, говорят о том, что социально – психологические взаимоотношения людей являются более многогранным феноменом, который необходимо исследовать с разнообразных точек зрения, а не только в контексте трудовой деятельности.