Сущность социологии бизнеса
В рамках социологической науки принято исследовать сразу два вида предметов: одни касаются функциональных основ, а другие в большей степени ориентируются на исторический показатели. Социология бизнеса (иными словами, социология предпринимательства) относится к функциональной группе предметов. Она пересекается с достаточно большим количеством других дисциплин, среди которых следующие:
- Социология труда;
- Социология рынка;
- Социология управления;
- Социология менеджмента;
- Статистическая социология.
Бизнес (предпринимательство) выступает в качестве особого вида экономической и социальной деятельности, который предполагает несение определенной ответственности, а также выполнение заранее отведенного круга функций. Также бизнес предполагает наличие условий, в которых принимают участие отдельные личности или более широкие социальные группы, социальные институты, которые действуют в соответствии с нормами и принципами, заранее установленными правилами.
На сегодняшний день сложилось несколько основных уровней анализа бизнес-структур (через призму социологической науки).
Во-первых, индивидуальный уровень. Он предполагает изучение личностных черт человека. Его мотивов и стратегии поведения предпринимателя (бизнесмена). Очень важно учитывать ресурсы, которые необходимы для ведения успешной и эффективной бизнес-деятельности: финансовые возможности человека, его репутация.
Во-вторых, организационный уровень, где особый акцент делается на внутрикорпоративные отношения, правила и формы организации деятельности, а также влияние отношений на предпринимательское поведение, как бизнесмена, так и его коллег и клиентов.
В-третьих, в рамках социологии бизнеса важную роль играет рыночный уровень. В данном случае нельзя приравнивать рынок к предпринимательству, поскольку фирма и рынок выступают в качестве тех форм по оптимизации транзакционных издержек. Этот уровень в большей степени отражает не социологическую структуру бизнеса, а его социально-экономические черты, которые необходимо учитываться, поскольку бизнес не может существовать без рыночной экономики и отношений внутри нее.
Особенности социологии бизнеса
Как мы уже указали, социология бизнеса находится на стыке сразу двух областей знаний: во-первых, она затрагивает социологическую науку, а во-вторых – касается истории экономических учений.
Очень важную роль в современном мире играют философия и психология бизнеса, этика и культура предпринимательской деятельности. Чтобы стать не только успешным предпринимателем, который зарабатывает на своем бизнесе деньги, но и оставаться человеком (или организацией) с безупречной репутаций, необходимо иметь углубленные знания во всех вышеперечисленных сферах.
Социология исследует бизнес и предпринимательскую деятельность как особый социальный феномен. Она видит в ней достаточно нестандартную новаторскую модель поведения, а также принципы деятельности как больших, так и малых социальных и экономических групп и слоев населения, которые задействованы в бизнес-структурах.
Как объект и предмет социологического знания, бизнес можно определить в виде совокупности особых социальных структур, действий его участников, происходящих внутри процессов. Они связаны с хозяйственным функционированием общества, производством товаров и услуг на различных уровнях и для различных слоев населения.
Одной из главных теоретических проблем, которую поднимает социология предпринимательства – это проблема определения того, что именно следует относить к данному феномену. В социологическом аспекте предприниматель (бизнесмен) может играть сразу несколько ролей и, соответственно, выступать в нескольких ипостасях:
- Бизнесмен как субъект собственности, а также как носитель определенного социального статуса. Так, человек может быть владельцем бизнеса, его совладельцем, арендатором или просто клиентом более крупного бизнес-сообщества;
- Бизнесмен как субъект крупной экономической деятельности. В этом случае он берет на себя ответственность как исполнитель определенных функций и предписанных ему заранее роле. Они вытекают из природы его деятельности (инновационные, организационные, коммерческие, управленческие роли);
- Предприниматель как субъект социального поведения. Это – особый тип человека, который обладает определенными свойствами (как врожденными, так и приобретенными в ходе освоения жизненного опыта). Они необходимы для занятий предпринимательской деятельностью, качественного исполнения своих обязанностей и эффективности производства;
- Предприниматель как носитель социальных ценностей и культуры – прежде всего, ценностей и культуры предпринимательства и ведения бизнеса как особой социально-экономической структуры, которая просто необходима в современных условиях развития общества.
Но при этом социология бизнеса остается довольно типичной социологической теорией среднего уровня. Она исследует предпринимательство и бизнес-структуру как одну из социально-экономических подсистем, а также направляет свои силы на обобщение имеющихся эмпирических данных и тех данных, которые постоянно появляются в связи с динамичным развитием бизнес-системы. Социология бизнеса использует выработанные ею самой методологические понятий и терминологию, а также принципы, без которых в целом невозможно осуществлять познание социальной реальности. Возможно, она берет на себя очень ответственную роль связующего звена для тех научных областей, которые занимаются изучением бизнеса и предпринимательского феномена, но немного с других точек зрения.
Стоит отметить, что не только социологи и экономисты, но также и философы, историки и культурологи в той или иной степени в своих трудах и эмпирических исследованиях рассматривают феномен бизнеса, или же затрагивают лишь их отдельные части. Это говорит о том, что объект бизнес-системы может быть междисциплинарным. Он многогранен и многоаспектен, поэтому интересен доя такого широкого круга исследовательских работ.