Семья как объект и предмет социологического анализа
Важнейшей составной частью становления социологии семьи является развитие ее научной базы, поиск ключевых теоретико-методологических принципов, на которых основывается социология. Данный процесс включает следующие направления:
- выявление содержания и сущности социологии семьи как части общей социологии;
- формирование и развитие представлений об объекте и предмете социологии семьи;
- интерпретация структуры и уровней социологического знания о семье;
- упорядочение представлений о понятиях и категориях социологии семьи;
- выявление методологических путей развития социологии семьи, сравнение их преимуществ и достоинств, определение их соответствия реальным потребностям развития общества и науки.
Вопрос об объекте и предмете социологии семьи выступает важнейшим компонентом теоретической социологии.
Объект социологического анализа – социальная реальность, представляющая действительность социального мира, присутствующие в действительности социальные процессы и явления, а также действительность, сформированную человеком на основе изменений природы и включение ее качеств и свойств в содержательное социальное функционирование.
Предмет социологического анализа – воспроизведенная на абстрактном уровне эмпирическая реальность, полученная вследствие обнаружения наиболее важных, с точки зрения практики, отношений и закономерных связей этой реальности.
Специфика социального анализа состоит в том, что в качестве объекта рассматривается деятельность самих субъектов познания. Люди одновременно выступают в качестве и субъектов, и реальных действующих лиц.
Объектом познания может выступать взаимодействие между субъектом и объектом познания. В самом объекте социального анализа присутствует его субъект.
В настоящее время существуют различные подходы в определении того, какие категории и понятия отражают содержание предмета социологического анализа:
- социальное действие как форма проявления социальной жизни;
- исторически определенные социальные системы, а также механизм их проявления;
- действительное поведение людей, их сознательная деятельность;
- социальные отношения и социальные общности и т.д.
Объективистская и субъективистская парадигмы семьи
Семья, с точки зрения объективистской парадигмы, рассматривается как объективная реальность, существующая сама по себе и не выводящаяся из свойств и качеств, присутствующих в обществе субъектов, а также развивающаяся по своим собственным законам.
Семья – социальная макроструктура, которая существует объективно и независимо от других индивидов, как результат прошлых действий людей, отделенный от них самих во времени. Это институциональный, социетальный уровень изучения семьи как социальной системы.
Согласно субъективистской парадигме, семья - это субъектно-поведенческая, социально-групповая структура, ее существование является взаимодействием между индивидами, входящими в данную группу. Ценностные установки участников, их интересы, особенности взаимодействия, специфика поведения предопределяют тип семьи. Поэтому основным объектом изучения являются субъекты социального действия.
В рамках субъективной парадигмы основное внимание направлено на изучение семьи как совокупности входящих в ее состав индивидов, основным объектом исследования выступают социальное поведение, сфера межличностных взаимодействий, повседневная деятельность индивидов, процессы социальной коммуникации, социальный статус человека и др. Это микросоциологический подход изучения семьи, направленный на рассмотрение каждого отдельного индивида.
В соответствии с социетальным и микросоциологическим подходами в социологии семья рассматривается как:
- специфический тип социальных связей, социальная структура, осуществляющая определенные функции по отношению к индивидам и обществу в целом;
- продукт исторического развития специфической формы деятельности;
- психологически устойчивый продукт обмена деятельностью.
Социологический анализ семьи
Социологический подход к изучению семьи требует ее многомерного анализа в качестве независимой подсистемы общества, в единстве ее динамических и структурных характеристик.
Он включает: анализ семьи как социального института - изучение семьи в социетальном срезе; структурно-статусный анализ семьи как малой группы; анализ динамики социокультурных изменений на уровне совокупности разных семей и психосоциальной динамики семьи как малой группы.
Семья по линии социальной структуры рассматривается как институциональная подсистема общества, вступающая во взаимодействия с социальными институтами и обществом. На таком уровне фиксируются: социальные функции семьи, ее место в иерархии социума.
По линии социальной организации семья изучается в стратификационной структуре общества как источник социальной принадлежности в системе социальных ролей и статусов.
Анализ динамики изменений семьи позволяет сочетать внутрисемейные межличностные трансформации и перемены в семейной жизнедеятельности (трансляция семейных ценностей, опыта, норм, традиций, межпоколенная преемственность и др.), помогает подчеркнуть ценностно-смысловые аспекты передачи семейного опыта, межличностную и социокультурную символику происходящих изменений и совершающихся действий.
Обозначение предмета социологии семьи с помощью категорий «малая социальная группа» и «социальный институт» позволяет соединить макро- и микроуровни анализа семьи, когда учитывается социальное действие, социальный процесс и общие формы социальной организации.
Изучение семьи как малой социальной группы сконцентрировано на закономерностях функционирования, становления, распада семьи как автономной целостности, взаимосвязь общества и личности рассматривается на уровне межличностных, первичных отношений.
Изучение семьи как социального института показывает значение семьи в социальной перспективе во взаимоотношениях с иными социальными институтами и с социальными процессами развития и изменения.