Социологические взгляды Н. М. Коркунова
Николай Михайлович Коркунов (1853-1904) – это российский социолог и правовед. Он является создателем социально-психологической теории государственной власти. Коркунов – выпускник Петербургского университета, который в 1876 году стал преподавателем теории государства и права.
По мнению Николая Коркунова, общество – это продукт «психической деятельности людей». Коркунов не считал значимым осуществление анализа материальных связей, которые могут формироваться между индивидами, он оценивал эти связи не как существенные, но как имеющие смысл только при определенных обстоятельствах. Для понимания сути государства и права они скорее бессмысленны, точно так же, как и для понимания социальных функций. Коркунов, опираясь на свою концепцию общества и общественных институтов, настаивал на том, что анализ социума можно осуществлять исключительно через психологический подход. Он объяснял это тем, что психологический подход гораздо шире и богаче. В него входят все отличительные черты и свойства, которые позволяют отделить одно сообщество от других.
Также Коркунов настаивал на том, что психологический подход способен поставить явления общественности в один ряд с явлениями органического и неорганического мира. Таким образом формируется третья группа явлений неорганического мира. Она самостоятельная, со своими психологическими чертами и характеристиками. Также она очень влиятельна, поскольку психологические черты позволяют глубже заглянуть в специфику сообщества, познакомиться с его сильными и слабыми сторонами.
Психическое Коркунов рассматривал как результат межпоколенной трансляции таких явлений, как:
- Знания;
- Воля;
- Чувства.
Он сводил исторические закономерности к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Тем не менее особо акцентируемая им свобода индивидуальной воли ограничивается в той или иной мере и степени общественной детерминацией множества людских помыслов и деяний. Исследователь подчеркнул, что каждый человек зависим от общества, и зависимость эту устранить невозможно. Она не зависит от воли, приходится просто считаться с этим влиянием, воспринимать его как само собой разумеющееся, стараться поддерживать. Если эта связь будет сохранена, то будут сохранены те нормы и ценности, которые имеют значение для человека как для продолжателя дела своих предков.
Коркунов стал одним из первых исследователей, кто в социологии выступил против «волевой» трактовки власти и права. Наоборот он настоял на том, что междисциплинарный союз таких научно-исследовательских направлений, как история, социология, политическая экономика и правоведение должен быть поддержан всего научными дисциплинами, что из этого союза родится настоящее истинное знание, которое будет восполнять каждую отрасль.
Следует перечислить несколько важных трудов Николай Коркунова, которые по сей день являются самыми значимыми и чаще всего используются продолжателями его идей:
- «О научном изучении права» - труд был опубликован в 1882 году;
- «Лекции по общей теории права»;
- «Общественное значение права»;
- «Русское государственное права» - труд в двух томах, опубликован в 1893 году.
Социологические идеи Н.М. Коркунова
Коркунов рассматривал проблему соотношения общества и личности в плане выяснения степени свободы личности. Человек не есть некий механизм, только отвечающий на внешнее раздражение. Он имеет врожденный внутренний опыт, пришедший от наших предков. Отсюда и вполне своеобразная идея исследователя о том, что каждому индивиду присуща самостоятельная деятельность духа. Но одновременно с этим духовный мир каждой отдельно взятой личности – это есть часть человечества как единой цивилизации. Духовный мир – это результат воздействия на индивида внешнего опыта.
Человек рождается «чистым», его жизнь начинается с чистого листа, на который постепенно записывается вся его история. Сначала на него влияет семья, внутренние семейные ценности, нормы, идеологии, религия и мировоззрение родителей. Это все становится основой для социализации личности. Затем человек выходит за пределы своей семьи, он становится более социальным, знакомится с окружающим миром, со сверстниками и людьми разного возраста. Получая образование, он восходит на следующий этап социализации. Но сколько бы он не познавал окружающий мир, все равно основы основ – то, что было присуще ему в семье, остается основной системой ценностей.
Человек также зависим от общества, поскольку внутри него он может социализироваться, адаптироваться к различным условиям. Он может формировать свое мировоззрение, быть инноватором или оппозиционером. Он может полностью принять социальные нормы и ценности, может отвергнуть их или принять частично, при этом предложив свои уникальные идеи, которые уже будут для него и для окружающих иметь весомый смысл. Коркунов признал, что человек может оставаться относительно самостоятельным существом, однако эта свобода не приведет к абсолютной свободе воли. Зависимость от общества не может быть устранена, как бы человек не пытался. Эта зависимость сформировалась на совершенно ином уровне, она не зависит и от общества в том числе. Она просто есть, и если человек решит полностью стать автономным, то скорее всего ему это не удастся, поскольку он продолжит пользоваться благами цивилизации, которые также были созданы другими людьми. Постановка и решение проблемы соотношения общества и личности позволили высказать Коркунову ряд верных положений об относительной самостоятельности личности в общественном развитии. По сей день его идеи вызывают интерес у исследователей, которые пытаются разгадать и расшифровать философские, психологические воззрения Коркунова.