Смысловая структура социальных действий
В учении М. Вебера социальное действие соотносится со смысловой структурой взаимных ориентаций действий. Данная структура располагается в трехмерном пространстве, где одно измерение составляет ход действий, второе – непосредственно структурные образования и третье - проекции смысла. Указанные измерения оказывают взаимное влияние, но их нельзя сводить один к другому.
Подобное видение объекта социального познания представляет теории немецкого социолога внутреннюю динамику, которая стимулирует к непрерывной верификации проверке тех социальных условий, в которых осуществляется социальное действие, координируются взаимные действия и придается смысл.
Вследствие этого, мы видим значительную комплексность аналитического подхода. Если в ходе определенного специфического исследования одно измерение анализа можно проигнорировать как перефирийное условие, то при более менее масштабных исследованиях целесобрано учитывать все три измерения.
- Социальное действие на уровне социального субъекта или актора осуществляется в четко очерченных сферах общественной жизни с учетом ценностных ориентаций;
- «уровень координации действий» с помощью регулирования и институализации постоянно коррелирует с легитимирующими смысловыми взаимосвязями и социальным действием членов общества как социальных акторов;
- «уровень культурных ценностных представлений» включает различные сочетания ценностных ориентаций, отобранных самыми разными способами в качестве ориентиров действия и легитимации порядков.
Основные задачи веберовской социологии
Вследствие этого основные понятия социологии М. Вебера ориентированы на интерпретацию процессов, а не на описание коллективов, за которыми, возможно, могла бы признаваться собственная специфическая ценность. Так происходит формирование, образование общности и общества, то есть институализации. Для Вебера данный феномен предполагал протекание динамических процессов, охватывающих различные социальные отношения.
Это же относится и к терминам, отражающим различные формы социальной стратификации: классы и сословия. Если первый базируются на неравном распределении материальных благ, то есть товаров и услуг, то сословия — на неравном распределении социального престижа. И классы, и сословия влияют на «внешнее положение в жизни» и на «внутреннюю жизненную судьбу». Вебер это отмечает применительно к классовому положению, но это касается также сословного положения.
То, как эти неравенства приводят к формам обобществления, может различаться в разные исторические периоды и основывается на тех или иных констелляциях организации интересов, закрытия сословных границ, распределения власти и политического лидерства классовых организаций и сословных группировок.
Процессы образования классов и замыкания сословий существуют во все времена. В принципе, они протекают параллельно и переходят один в другой. Какой процесс для каких социальных отношений является преобладающим — это вопрос степени обобществления и складывания общности. Так, сословные общности складываются в классовых обществах, и классовые дифференциации имеют место в сословных общностях.
Вебер разложил типологии развития «от общности к обществу» или «от сословий к классам» на аналитические измерения. Когда сегодня на место образования классов приходит дифференциация сред, это соответствует веберовскому подходу объяснения обобществления социального неравенства через слияние различных социальных процессов — изменения экономического положения, барьеров, препятствующих мобильности, организаций, основанных на общем интересе, социализации в различные стили жизни. «Среды» соответствуют «социальным классам» Вебера.
Глобальные диагнозы современности, как, например, «нивелированное общество среднего класса» или «общество переживания», с точки зрения веберовской социологии, представляют собой доаналитические описания процессов складывания общности и обобществления социального неравенства.