Содержание теории
Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие «символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером(1900- 1987 годы жизни).
Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:
- Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;
- Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;
- Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.
Символическое взаимодействие
По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.
Именно язык - это первейший и основной фактор человеческого взаимодействия, «каждый человек создается в разговорах», по мнению интеракционистов, если отсутствует языковое общение, то отсутствует и человек. Общаясь, индивиды как бы осуществляют обмен символами. Для продолжения интеракции (общения) от каждого вовлеченного в нее требуется еще и интерпретация намерений других с помощью принятия роли, т.е. постановки себя на место партнера по общению. Под самим же общением понимается обмен взаимопонятными символами, чтобы достигнуть определенных практических результатов в совместной деятельности.
Структура личности по Миду
Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов.
Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости - способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли.
Социолог выделяет два аспекта формирования самости:
- я (соответствует английскому «i») – это субъективное, внутреннее, спонтанное, представление индивидом себя
- я (соответствует английскому «me») - то, как люди себя видят, но через оценки других.
Самость в своем развитии проходит две стадии:
- стадию игры (play) - игра ребенком ролей, которые не являются его собственными (например роль отца или доктора);
- стадию соревнования (game) - участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников.
Интерсубъективность в символическом интеракционизме
В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:
- образ нашего облика в представлении другого,
- образ его суждения о нашем облике,
- какое-либо определенное самоощущение, например гордость.