Основные приемы теоретического исследования
Формализация – это отображение полученных результатов в точных понятиях и терминах. Другими словами это построение абстрактно-математических моделей изучаемых процессов. Тот или иной изучаемый объект имеет множество отличительных свойств. В процессе познания появляется необходимость сконцентрировать свое внимание на какой-либо стороне или конкретном свойстве данного объекта и отвлечься от его других качеств.
- Абстрагирование – выделение конкретного предмета, отдельно от его связей с другими объектами. Детальное изучение его свойств и качеств, каждого в отдельности;
- Идеализация – это образование абстрактных (вымышленных) объектов, не существующих в реальности, но имеющие существующие прообразы;
- Анализ – процесс расчленения изучаемого предмета или явления на составные части;
- Синтез – соединение полученных в процессе анализа качеств предмета в одно единое целое;
- Классификация – объединение разных объектов в некие группы на основе общих свойств и признаков (классификация животных, растений);
- Аналогия – понимание имеющихся сходстве изучаемых объектов в определенном отношении основываясь на их сходстве с рядом других качеств;
- Моделирование – создание и разностороннее изучение созданной модели изучаемого объекта (компьютерное моделирование инженерного сооружения);
- Дедукция – движение от общих свойств и качеств к частному (рассмотрение каждого в отдельности;
- Индукция – процесс обратный дедукции, а именно движение от частных (мелких фактов) к общему объемному утверждению.
- Метафизический – рассмотрение объекта в обособленном состоянии то есть вне связи с окружающими его объектами;
- Диалектический метод – раскрытие уже открытых законов развития и изменения различных предметов в их взаимосвязи.
Абсолютизация (возведение в идеал) одного из методов как единственно правильного называется догматикой. Некритичное нагромождение множества различных несвязанных друг с другом методов носит название «эклектика».
Теоретическое исследование как основополагающий метод
Теоретические методы и способы требуют эмпирических данных и фактов. Индукция является теоретической логической операцией, однако она требует для себя опытной проверки каждого полученного частного факта. По этой причине она основывается на эмпирическом уровне познания, а вовсе не на теоретическом. Более широкие методы (подходы) задают лишь направление и общий способ для достижения той или иной задачи. Методы-подходы включают в себя множество разнообразных приемов, например структурно-функциональный метод или герменевтический метод. Примерами общих методов-подходов могут служить философские методы:
Подобным образом, теоретические и эмпирические уровни и методы могут существовать только в единстве, так как они всецело дополняют друг друга. Все вышеперечисленные методы – это приемы и конкретные правила. Другими словами, это алгоритмы действия для изучения того или иного объекта. В социологии такими объектами являются общественные организации, институты, социальные слои и группы, различные общности.
Теоретическое познание служит объяснением причин тех или иных явлений. Этот процесс предполагает выяснение предпосылок, предсказание вероятного наступления событий и тенденций их дальнейшего развития. Эмпирический уровень выступает основой или фундаментом для теоретического метода исследования. Гипотезы и теории появляются в процессе теоретического понимания научных фактов, неких статистических данных, которые появляются на эмпирическом уровне.