Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.
С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.
Социометрия – это теория о измерении отношений между личностями, автором которой является американский социолог и психолог Дж. Морено.
Характеристика метода
С помощью социометрического опроса можно исследовать отношения внутри не больших групп с целью их изучить или улучшить, таким образом, социометрические методы используются исследователями, когда необходимо выявить, к примеру, скрытого лидера, который оказывает влияние на других членов группы.
При социометрическом опросе результатом является знание респондента не о каких-то событиях или явлениях, а об отношениях между участниками опроса, когда каждому участнику в соответствие ставится несколько других членов группы.
Социометрический критерий
Социометрические критерии формулируются в форме вопросов, а ответы на них и есть основания для изучения структуры отношений внутри группы. Для того, чтобы люди могли сделать выбор, нужно предложить определенный социометрические критерии («с кем бы вы не побоялись оказаться на необитаемом острове». Благодаря такому опросу выявляется потребность в общении, а также симпатии и антипатии.
Социометрические критерии делятся на производственные, непроизводственные и прогностические.
С помощью производственных критериев социолог может выявить отношения между индивидами на уровне производственной деятельности, такие критерии формулируют в виде опроса, согласно которому необходимо выбрать людей для совместной работы.
Непроизводственный критерий выявляет отношения в коллективе вне производства.
Прогностический критерий, позволяет определить структуру ожидания отношений членов группы согласно представлениям опрашиваемого.
Количество предпочтений, которые получает один и тот же человек, делится на максимально возможное число предпочтений в данной группе и носит называние социометрического статуса. Чем выше социометрический статус, тем популярнее и уважаемее его обладатель и наоборот, если у человека низкий статус и его редко выбирают, он является – аутсайдером.
В результате, полученная по итогам социометрического опроса структура группы отображается в виде социограммы или схемы.
Социограмма – это способ представления межличностных отношений в виде системы связей между точками, каждой из которых соответствует конкретный индивид. С помощью социоматрицы можно представить эмпирические данные в форме таблицы.
Социометрические карточки
При проведении социометрических опросов исследователи часто используют социометрические карточки, карточка является инструментом для сбора эмпирической информации о взаимоотношениях в социальной группе. При разработке социометрических карт стоит заострить внимание на корректности вопросов. Социолог должен осознавать, что исследование он проводит в реальной группе и будет изучать реальные отношения людей, он не должен провоцировать участников опроса на конфликтные ситуации, должен заботится о благоприятной обстановке без негативных последствий.
Внешне социометрическая карта схожа с анкетой и включает в себя:
- подборку вопросов, которые направлены на выявление отношений внутри группы, симпатий, антипатий;
- обращение к респондентам, инструкцию, где ясно и понятно разъясняется, как и в какой последовательности необходимо отвечать на предложенные вопросы;
- в завершении обязательно должна быть информации о дополнительном опросе (если он планируется), также обязательно надо поблагодарить участников опроса.
В случае, когда в социометрических карточках необходимо использовать схемы, особое внимание уделяется составлению инструкций по их заполнению, при этом очень точно задаются смыслы всех условных обозначений, применяемых в схеме.
У социометрического опроса всегда имеются цели и задачи, в зависимости от них к составлению социометрических вопросов применяются разные подходы, выделяют вопросы, строящиеся:
- на свободном выборе;
- выбор обязателен;
- на ранжирующем выборе и такой же набор вариантов, для выявления неприятия тех или иных индивидов;
- возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.
Функции социометрического опроса
Социометрический опрос выполняет следующие функции.
- Выявление авторитета членов социальной группы и наоборот, того, кто оказывается отвергнутым.
- Составление целостной картины отношений между членами группы, частоту и направленность социальных контактов.
- Выявление внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своими относительно обособленными и самостоятельными структурами отношений, неформальными лидерами.
- Измерение степени раздробленности и сплоченности группы.
Таким образом, единицей анализа и измерения в социометрическом опросе является выбор – установка индивида относительно взаимоотношений с другими участниками своей группы в конкретной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий – определенная жизненная ситуация (может быть реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других участников социальной группы. В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с выбранным партнером или же предположение о том, кто из участников данной группы выберет (или не выберет) самого респондента как партнера по совместной деятельности.
В социометрическом опросе фиксируются разные виды выбора и в форме вопросов формулируются разные социометрические критерии.