Понятие проблемы социологического исследования
Разработка любой программы социологического исследования начинается с формулировки и постановки проблемы. Термин «проблема» в переводе с греческого означает задача.
Проблема социологического исследования – это определенная преграда, научный или практический вопрос, который требует детального изучения или решения.
Проблема может иметь две стороны:
- гносеологическую (познавательную);
- предметную.
Познавательная сторона проблемы – это противоречия между знаниями и действительностью, или противоречия. В процессе создания программы формулировка проблемы может корректироваться.
Не следует путать понятия «проблема социологического исследования» и «проблемную ситуацию». Для решения проблемы социологического исследования, она должна быть теоретически обоснованной с научной точки зрения. Решить проблему – это получить новые знания, которые сумеют объяснить те, или иные явления. Проблемная ситуация отображается в проблеме социологического исследования.
Подходы к классификации проблем
Проблемы социологического исследования делятся на следующие виды:
-
По носителям - противоречия, которые касаются:
- групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)
- социальных институтов;
- определенных предприятий
-
По масштабам распространения:
- локальные (местные),
- регионального характера,
- проблемы национального масштаба,
- глобальные (мировые).
-
По глубине противоречий:
- которые легко ликвидировать,
- системные
Степень сложности проблемы и требования к её формулировке
Степень сложности проблемы зависит от относительной сложности объекта исследования, знаний о нём и от состояния научного и практического знания в определённой области. Поэтому выбор и формулировка проблемы ведёт за собой выбор конкретного объекта исследования.
Объект социологического исследования – это носитель проблемы или конкретная область социальной реальности, которая имеет те, или иные противоречия.
В теоретико-прикладном исследовании стоит говорить про теоретический объект (конкретная область проблемы). В прикладном исследовании часто идёт речь об эмпирическом объекте.
Проблема социологического исследования формируется социологом вначале исследования в форме конкретных вопросов, на решение которых направлено само социологическое исследование. Проблема уточняется через выделение объекта и предмета исследования, постановки целей и задач исследования, предположений в виде гипотез.
Выделяют следующие требования к формулировке проблемы социологического исследования:
- отчётливо понимать структуру проблемы и уметь отличать существенное и не существенное;
- важным элементом при изучении проблемы является расчленение её на элементы, первоочередные задачи и цели, которые нужно будет исследовать;
- в качестве проблемы не должны выступать одиночные явления и проблемы, которые невозможно решить.
Рассмотрим для примера, как формируется проблема. Допустим, есть исследование на тему: «Сравнительная характеристика использования ресурсов Интернета представителями разных возрастных групп».
Проблема данного исследования – низкий уровень компьютеризации населения города Н, а также незначительный процент населения, который имеет повседневный доступ к ресурсам сети. Объект исследования – это использование ресурсов Интернет. Предмет исследования – цель и частота использования ресурсов сети разными возрастными группами населения.
Не следует забывать, что предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые выражают проблему. Поэтому правильная и ясная формулировка проблемы, предмета и объекта – это первый шаг к разработке программы социологического исследования.