Метод фокус-групп – это групповая дискуссия, в ходе которой выясняется отношение ее участников к тому или иному процессу или явлению.
Данный метод еще называют фокусированным интервью, ценность данного метода заключается в полученной информации, так как участники дискуссии становятся более раскованными и откровенными в своих ответах, нежели во время индивидуального интервью.
Возникновение метода фокус-групп
Метод фокус-групп имеет свои истоки в рамках традиций эмпирической социологии и экспериментальной психологии. В социологии фокус-группы относят «качественным» методам, становление и развития таких методов, пока не достаточно хорошо освящено в отечественной литературе.
Метод фокус-групп или как его еще называют, метод глубокого группового интервью, появился на пересечении целого ряда исследовательских традиций и занял важное место среди других методов эмпирической социологии. Часто использование данного метода в исследованиях обусловлено его уникальными свойствами, которые до сих пор остаются предметом обсуждений и споров среди отечественных и зарубежных социологов.
Активно метод фокус-групп начали использовать в начале XX века. Самым первым его использовал американский социолог Р. Мертон в 1941 году, он проводил исследование об эффективности воздействия радио на людей. В настоящее время метод фокус-групп используется во всем мире в социологии, экономике, психологии.
Характеристика метода
Методу фокус-групп присущи следующие характеристики:
- численность группы не должна превышать 10 человек, оптимальное число участников от 3 до 8;
- группа формируется с учетом цели исследования;
- дискуссия в зависимости от задач длится определенное время, от 1 до 2 часов;
- вести дискуссию должен опытный модератор или социолог.
В группе исследуются причины отношения к предмету или явлению, чтобы принимать участие в исследовании, важно чтобы ранее респонденты не принимали участие в подобных исследованиях, желательно, чтобы участники были не знакомы между собой, респонденты должны иметь представление о теме дискуссии и могли выразить свое мнение.
Групповая дискуссия предусматривает создание комфортных условий и доброжелательной обстановки.
Как и любой другой метод опроса, фокусированное интервью требует специальной подготовки, которая осуществляется в несколько этапов.
- Составление программы, в ней обоснована цель, задачи исследования, сформулирована проблемная ситуация, также число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. На этом этапе формируется команда из модератора и его ассистентов, если они нужны.
- Отбор участников опроса, такому отбору может предшествовать предварительное интервью или не большое анкетирование, стоит избегать уже сформированных групп, так как их отношения могут негативно повлиять на характер обсуждения проблем.
- Создание организованного плана дискуссии, который должен включать приветствие, объяснения основных правил при проведении интервью, в плане должно быть указано время и продолжительность перерывов (если они предусмотрены). В завершении стоит поблагодарить участников дискуссии.
Преимущества и ограничения метода фокус-групп
Как и все другие методы сбора информации метод фокус- групп имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам можно отнести, то, что результаты исследования в виде отчета могут быть более понятными заказчику, чем показатели стандартных опросов в виде шкал, где нужно будет еще какое-то время разбираться, что к чему.
Другие достоинства метода:
- Разные люди объединяются в одну группу, в результате исследователь получит сразу несколько мнений на одну и ту же ситуацию или явление.
- Цепная реакция. Комментарии одного участника дискуссии вызовут желание высказаться всех остальных участников.
- Как правило, после не большого рассказа о себе респонденты хотят поделиться своими идеями с другими участниками, так постепенно нарастает общее возбуждение в ходе обсуждения конкретной проблемы.
- Дискуссия не подразумевает конкретных вопросов, соответственно ответы могут быть более правдивыми и развернутыми.
- Чувства участников схожи между собой, соответственно они ощущают себя комфортно и безопасно и поэтому охотно готовы делиться своими взглядами и мнениями.
- Во время группового интервью, за ним следят наблюдатели, поэтому сбор информации проводится болеет тщательно.
- Групповое интервью позволяет подойти к рассмотрению вопросов в более свободной и одновременно углубленной форме.
Данный метод является дешевым, с помощью него можно быстро получить результат, но есть у него и свои ограничения.
Материалы для дискуссии подготовить не так просто, работа обычного интервьюера гораздо проще, могут возникать сложности на этапе подбора участников, так как участник должен быть максимально открытым и честным и при этом не быть специалистом в данной области.
Участников необходимо наградить подарком или сувениром, но несмотря на все эти ограничения, в последнее время метод фокус-групп применяется очень часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными.
Обсуждение лучше начинать с открытых вопросов, которые могут раскрыть особенности характера участников, ближе к завершению задаются закрытые вопросы, это позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы.
Модератор должен избегать оценивающих вербальных реплик (верно, согласен) и невербальных (покачивание головой). После завершения дискуссии её запись расшифровывается и распечатывается, на основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.
Таким образом, суть метода фокус-групп состоит в том, что все внимание респондентов сфокусировано на конкретной проблеме или явлении, с целью выяснить отношение к ней участников группы. В ходе обсуждения можно услышать разные точки зрения на сложившуюся ситуацию и даже попытаться найти пути выхода из неё, во время дискуссии мнения людей могут меняться, но метод фокус-групп и не ставит своей задачей прийти к единому мнению.