Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод фокус-групп

Определение 1

Метод фокус-групп – это групповая дискуссия, в ходе которой выясняется отношение ее участников к тому или иному процессу или явлению.

Данный метод еще называют фокусированным интервью, ценность данного метода заключается в полученной информации, так как участники дискуссии становятся более раскованными и откровенными в своих ответах, нежели во время индивидуального интервью.

Возникновение метода фокус-групп

Метод фокус-групп имеет свои истоки в рамках традиций эмпирической социологии и экспериментальной психологии. В социологии фокус-группы относят «качественным» методам, становление и развития таких методов, пока не достаточно хорошо освящено в отечественной литературе.

Метод фокус-групп или как его еще называют, метод глубокого группового интервью, появился на пересечении целого ряда исследовательских традиций и занял важное место среди других методов эмпирической социологии. Часто использование данного метода в исследованиях обусловлено его уникальными свойствами, которые до сих пор остаются предметом обсуждений и споров среди отечественных и зарубежных социологов.

Активно метод фокус-групп начали использовать в начале XX века. Самым первым его использовал американский социолог Р. Мертон в 1941 году, он проводил исследование об эффективности воздействия радио на людей. В настоящее время метод фокус-групп используется во всем мире в социологии, экономике, психологии.

Характеристика метода

Методу фокус-групп присущи следующие характеристики:

  • численность группы не должна превышать 10 человек, оптимальное число участников от 3 до 8;
  • группа формируется с учетом цели исследования;
  • дискуссия в зависимости от задач длится определенное время, от 1 до 2 часов;
  • вести дискуссию должен опытный модератор или социолог.
« Метод фокус-групп» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В группе исследуются причины отношения к предмету или явлению, чтобы принимать участие в исследовании, важно чтобы ранее респонденты не принимали участие в подобных исследованиях, желательно, чтобы участники были не знакомы между собой, респонденты должны иметь представление о теме дискуссии и могли выразить свое мнение.

Групповая дискуссия предусматривает создание комфортных условий и доброжелательной обстановки.

Как и любой другой метод опроса, фокусированное интервью требует специальной подготовки, которая осуществляется в несколько этапов.

  1. Составление программы, в ней обоснована цель, задачи исследования, сформулирована проблемная ситуация, также число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. На этом этапе формируется команда из модератора и его ассистентов, если они нужны.
  2. Отбор участников опроса, такому отбору может предшествовать предварительное интервью или не большое анкетирование, стоит избегать уже сформированных групп, так как их отношения могут негативно повлиять на характер обсуждения проблем.
  3. Создание организованного плана дискуссии, который должен включать приветствие, объяснения основных правил при проведении интервью, в плане должно быть указано время и продолжительность перерывов (если они предусмотрены). В завершении стоит поблагодарить участников дискуссии.

Преимущества и ограничения метода фокус-групп

Как и все другие методы сбора информации метод фокус- групп имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам можно отнести, то, что результаты исследования в виде отчета могут быть более понятными заказчику, чем показатели стандартных опросов в виде шкал, где нужно будет еще какое-то время разбираться, что к чему.

Другие достоинства метода:

  1. Разные люди объединяются в одну группу, в результате исследователь получит сразу несколько мнений на одну и ту же ситуацию или явление.
  2. Цепная реакция. Комментарии одного участника дискуссии вызовут желание высказаться всех остальных участников.
  3. Как правило, после не большого рассказа о себе респонденты хотят поделиться своими идеями с другими участниками, так постепенно нарастает общее возбуждение в ходе обсуждения конкретной проблемы.
  4. Дискуссия не подразумевает конкретных вопросов, соответственно ответы могут быть более правдивыми и развернутыми.
  5. Чувства участников схожи между собой, соответственно они ощущают себя комфортно и безопасно и поэтому охотно готовы делиться своими взглядами и мнениями.
  6. Во время группового интервью, за ним следят наблюдатели, поэтому сбор информации проводится болеет тщательно.
  7. Групповое интервью позволяет подойти к рассмотрению вопросов в более свободной и одновременно углубленной форме.

Данный метод является дешевым, с помощью него можно быстро получить результат, но есть у него и свои ограничения.

Материалы для дискуссии подготовить не так просто, работа обычного интервьюера гораздо проще, могут возникать сложности на этапе подбора участников, так как участник должен быть максимально открытым и честным и при этом не быть специалистом в данной области.

Участников необходимо наградить подарком или сувениром, но несмотря на все эти ограничения, в последнее время метод фокус-групп применяется очень часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными.

Обсуждение лучше начинать с открытых вопросов, которые могут раскрыть особенности характера участников, ближе к завершению задаются закрытые вопросы, это позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы.

Модератор должен избегать оценивающих вербальных реплик (верно, согласен) и невербальных (покачивание головой). После завершения дискуссии её запись расшифровывается и распечатывается, на основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

Таким образом, суть метода фокус-групп состоит в том, что все внимание респондентов сфокусировано на конкретной проблеме или явлении, с целью выяснить отношение к ней участников группы. В ходе обсуждения можно услышать разные точки зрения на сложившуюся ситуацию и даже попытаться найти пути выхода из неё, во время дискуссии мнения людей могут меняться, но метод фокус-групп и не ставит своей задачей прийти к единому мнению.

Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot