Принимая во внимание многогранность, сложность, высокую степень вариативности социальных процессов, тот факт, что любые социальные структуры находятся в состоянии постоянных изменений, трансформаций, обновлений, в современной социологической науке выдвигаются высокие требования к релевантности, достоверности, надежности полученных результатов социологических исследований.
Рефлексивные критерии социологического исследования
Научные критерии достоверности, объективности, точности в процессе реализации социологических исследований должны органично дополняться рефлексивными критериями, обеспечивающими реконструкцию социальных процессов и явлений в целостности сознания, действий, раскрывающих специфику социальных процессов.
Высокая актуальность практической имплементации рефлексивных критериев в социологическое исследование позволяет поставить предмет изучения в социальный контекст, проанализировать субъект как социальную структуру в процессе ее формирования.
Критерий соотнесения в социологическом исследовании
Основным критерием рефлексивной методологии выступает критерий соотнесения – средство обнаружения, выявления взаимосвязей между единицами содержания и единицами знаковой системы.
Благодаря использованию этого критерия методология приобретает интегрирующий, синтезирующий, обобщающий характер.
Применение критерия соотнесения обеспечивает воспроизводство внутренних законов жизнедеятельности, моделирование социокультурной среды, в которой создается почва для утверждения одних принципов жизнедеятельности и обновления, искоренения других. В процессе соотнесения внутреннего духовного строя с системой структурно-функционального взаимодействия выявляются те качества, которые находят свою имплементацию в системе, которые эксплуатируются, используются в различных целях.
Другими словами, применение данного критерия позволяет:
- объединить реальные переживания личности с рациональными способностями,
- анализировать, интерпретировать, упорядочивать информацию для принятия адекватных решений.
Критерий уровня взаимодействия
Сохранение и обеспечение поступательного развития любой культурной общности, установление конструктивного взаимодействия в системе управления, производства, образования и пр. требует разработки критериев гармоничности, оптимальности и уровня взаимодействия. Указанные критерии конкретизируют критерий соотнесения и обеспечивают выход за грани субъективных, обыденных интересов, целей и предпочтений.
Отражая сложную многомерность, противоречивость внутреннего мира человека, указанные критерии моделируют специфическую картину образа мышления и действий субъектов, особенностей их системы ценностных ориентиров, позволяющей субъекту идентифицировать проблемы в меняющихся условиях. Другими словами, применение указанных критериев позволяет выявить такое субъективное, которое по своему содержанию выходит из области субъекта в сферу объекта.
Критерий уровня направлен на исследование духовно-нравственных позиций личности, его способностей выявлять существенное в анализируемых объектах, достигать необходимых результатов. Поскольку внутренняя духовная система координат личности характеризуется уровнем (компетентность, зрелость, дифференцированность и пр.), целостностью, гармоничностью, качеством и количеством взаимосвязей, применение критериев уровня позволяет получить качественные характеристики всех компонентов сознания: самоотношения, самоорганизации и самопознания.
Таким образом, в процессе реализации социологического исследования свое применение находят как научные принципы объективности, точности и достоверности, так и рефлексивные критерии, обеспечивающие синтез объективного и субъективного в процессе познания, органично дополняющие рациональное иррациональным, чувственным, интуитивным в процессе выявления истинности.