Социологический вопрос
Вопрос — это компонент исследования, который считается его элементарным инструментом.
Именно с его помощью социолог может получать нужную ему информацию. При составлении необходимого вопроса социолог всегда должен помнить правило: какой вопрос, такой и ответ.
Получается, что если социолог усердно поработал над исследовательской программой, ее теоретической и методологической частью, но разработал бесполезную, непрофессиональную, неполную анкету, то он никогда не сможет получить качественную и достоверную информацию.
Социологические исследования должны проникать глубже, чем поверхностное понимание повседневной жизни. Вообще, вопрос как инструмент исследования разнообразен в форме и содержании. Стоит отметить, что, для того, чтобы успешно и правильно сформулировать вопросы, необходимо иметь представление о том, что они собой представляют.
При разработке вопроса следует учитывать два аспекта:
- программный вопрос;
- личный вопрос.
Какие же это вопросы? Итак, программный вопрос формируется обычно абсолютно всей исследовательской программой. Здесь может быть один, но бывает и несколько главных вопросов, на которые способно ответить социологическое исследование. Сам программный вопрос имеет высокую степень общности и обычно не задается непосредственно ответчику. Например, в 80-х годах заводские социологи довольно часто занимались изучением текучести кадров на определенном предприятии. А главный программный вопрос всего исследования был сформулирован следующим образом: «Каковы причины текучести кадров на предприятии?»
Разница между анкетой и программным вопросом заключается в уровне общности. Вопросник всегда конкретный, простой, он как будто выявляет программный вопрос. Итак, при исследовании причин текучести кадров работникам задавались следующие вопросы:
- «Каковы ваши условия работы?»
- «Каковы ваши отношения с администрацией?».
Использовались и многие другие вопросы. Такие вопросы нужны были для того, чтобы увидеть и понять основной программный вопрос проводимого исследования.
Если рассматривать социологический вопрос в широком смысле слова, то вопрос социального исследования — это вся речевая информация. Причем эта информация может быть как в виде вопроса, так и в виде утверждения либо олтрицания. Такие вопросы должны побуждать человека отвечать на них. Ведь они направлены, в большей степени, на получение необходимой информации. А эта информация в дальнейшем должна помочь решить какую-то определенную исследовательскую задачу.
Вопрос не всегда может быть сформулирован в словесной вопросительной форме. Иногда его формулируют в виде утверждения, таблицы, отрицания, рисунка, незаконченного предложения.
Структура вопроса содержит 3 компонента:
- передача определенной информации, которая известна и тому человеку, который задает вопрос, и тому, кто на него дает ответ. Это как общий ориентир для общения спрашивающего и респондента;
- внимание на недостаточность всех известных сведений, указание на что-то конкретное, но неизвестное, что срочно нужно узнать;
- формирование области поиска ответа, назначение, где искать недостающие сведения, на каком основании формировать ответ.
Пример: Вопрос: «За какую политическую партию или блок вы отдали голос на выборах 12 декабря 1993 года?» (Список партий и блоков дается в качестве вариантов ответов):
- 1-й элемент – сообщается, что 12 декабря 1993 года состоялись первые известные информационные выборы - выборы кандидатов от политических партий и блоков. Люди, избиратели, проголосовали.
- 2-й элемент – определение и акцент на неизвестной информации - за какую политическую партию или блок респондент проголосовал в то время.
- 3-й элемент - область поиска ответа, содержащая перечисление названий политических партий и блоков. Сама область, на самом деле, могла бы быть обозначена по-другому. Важно, чтобы политические ориентации партий и блоков можно было бы перечислить: революционные, леворадикальные, праворадикальные, консервативные и т. Д.
Вопрос выполняет ряд функций в вопроснике и в исследовании в целом. В литературе называются разные функции, разное их число. Так, в социологии выделяют три функции: индикаторная, коммуникативная, инструментальная.
При разработке социологической проблемы возникает несколько важных проблем, таких как: когнитивная проблема вопроса (что это такое, как перевести вопрос исследования на уровень повседневного сознания, как соотносится когнитивная задача проблемы с ее формулировкой) восприятие вопроса (если задать вопрос, чтобы он был адекватно воспринят ответчиком), формулировка вопроса (как задать вопрос, чтобы получить желаемую информацию).
Вопросы, используемые в социологических исследованиях, разнообразны по содержанию, конкретным функциям, выполняемым в документе, графическому дизайну, восприятию респондента и другим характеристикам.
Общее между всеми существующими понятиями вопроса: все они хотят узнать, каковы те условия или требования, на которые должен ответить социологический вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Не менее важным является еще и то, в каких именно условиях вопрос способен дать адекватные данные. Важны и возможные источники искажения полученной информации в вопросе.
Функции вопроса
Традиционно социологическому вопросу отводятся три функции:
- индикаторная;
- коммуникативная;
- измерительная.
Индикаторная функция вопроса обеспечивает связь между его содержанием и общей целью исследования. Поэтому некорректность теоретических предпосылок исследования является потенциальным источником ошибок при построении вопроса. Здесь можно контролировать качество вопроса, прежде всего, с помощью изучения теоретических моделей исследования.
Коммуникативная функция вопроса связана с адекватностью коммуникативного намерения исследователя адресату. Вопрос должен строиться в соответствии с логическими, психологическими, социолингвистическими требованиями, обеспечивающими учет характеристик респондентов. Эти требования будут обсуждаться ниже.
Инструментальная / измерительная функция вопроса заключается в обеспечении точности полученных данных. Он обращается к «форме представления вопроса для респондента (в табличной или простой форме), к типам логических проблем (выбор определенного числа вариантов из предложенного списка, ранжирование, парные сравнения, оценка и т. д.