Основные характеристики социологической информации
- достоверность;
- репрезентативность;
- надежность.
Рассмотрим особенности каждой из них.
Достоверность
Достоверность социологической информации служит основной характеристикой ее истинности. Отдельная концепция или теория, высказывание или умозаключение являются достоверными в том случае, когда есть все основания для утверждения факта окончательной установленности их статуса как истинных. Такие знания не нуждаются в дальнейшем доказательстве и обосновании.
Достоверность – это не то же самое, что и истина, это ее определенность, выражение. Достоверность - это когда субъект познания знает истинность информации как факт. Определение достоверности знания, таким образом, состоит из двух аспектов: истинности и убежденности в этом (несомненности). Первый аспект означает, что истинность знания обоснована через практическое подтверждение или логическое доказательство.
Второй аспект зависит, как от логического обоснования, так и от личности познающего субъекта. Так как убеждение – это субъективное качество, то данный аспект оценки важен для рассмотрения как связанный с первым. Различаются истина как знание, в котором объект адекватно отражается, и знание истинности как оценка того, насколько знание соответствует объекту.
Надежность
Критерии надежности социологической информации:
- число учтенных в ней ошибок не больше, чем некоторая заданная исследователем величина;
- отсутствие неучтенных ошибок, т. е. ошибок, величина которых не может быть оценена исследователем.
Надежность социологической информации определяется через учтенные ошибки и факторы, которые подвергаются контролю в исследовании.
Репрезентативность
Репрезентативность любой информации — это ее представительность, достаточная для того, чтобы обосновать решение, ради которого она была собрана.
В статистике репрезентативность выборки — это когда ее характеристики соответствуют характеристикам генеральной совокупности. Иными словами, при репрезентативности выборки на основе ее свойств можно делать выводы обо всей генеральной совокупности; если выборка неправильная, то имеет место ошибка репрезентативности.
Так, в проведенном в 20 годы ХХ века в США опрос общественного мнения, участники которого отбирались по телефонной книге, был проведен с ошибкой подобного рода: выборка по книге казалось беспристрастной, случайной, но организаторами опроса не был учтен тот факт, что телефоны были только у их зажиточных современников, что привело к искаженным результатам.
Социолога-исследователя интересует, в первую очередь, не столько репрезентативность выборки, сколько репрезентативность самих результатов исследования. В подобном смысле – репрезентативность - это не единый показатель, в котором отражаются свойства результатов всего опроса, а особенности распределения ответов на вопросы, служащие инструментарием исследования. Если анализируя результаты опроса, нужно удостовериться не в репрезентативности самой выборки, а в том, насколько действительно репрезентативно распределение ответов на тот или иной вопрос, то можно проанализировать изменение распределений ответов при изменении объема подвыборок, извлекаемых из совокупности методом «извлечение случайной подвыборки».
Таким образом, репрезентативность результатов опроса - это ситуация совпадения распределение ответов на конкретный вопрос в выборочной совокупности и в генеральной совокупности. Степень данного совпадения – это и есть уровень репрезентативности. В одном опросе репрезентативность может варьироваться в ответах на разные вопросы. Соответственно, уровень репрезентативности результатов опроса можно трактовать как диапазон колебаний репрезентативности ответов на отдельные вопросы.