Социальный контроль представляет собой эффективный инструмент регуляции различных аспектов функционирования социальных структур, социальных практик и институтов, общества в целом; особую практику социальных групп, социальных объединений по предписанию, поощрению конформности, применению санкций в ситуации нарушения принятых норм.
Формы реализации социального контроля
В наиболее общем виде в современной научной литературе выделяют следующие формы социального контроля:
- Институциональная – реализуется при помощи совокупности общественных и государственных организаций, созданных непосредственно для реализации контролирующей функции;
- Неинституциональная – особый вид реализации саморегулирования, свойственный отдельным общественным системам. Функционирование неинституциональных форм социального контроля основывается преимущественно на нравственно-психологических механизмах, на основании непрерывного мониторинга поведения факторов системы социальных взаимодействий и последующего оценивания его соответствия общественно одобряемым, предписанных обществом нормам, ценностям, поведенческим моделям.
Государственный контроль как форма институционального социального регулирования
Одной из основных форм реализации институционального контроля выступает государственный. В свою очередь, выделяют следующие виды государственного социального контроля:
- административный – осуществляется исполнительными органами всей совокупности ветвей власти;
- судебный – осуществляется всеми существующими в обществе судами, включая военные, общие, арбитражные и конституционный суд;
- политический осуществляется органами, реализующими полномочия верховной власти.
Функции социального контроля
В современной научной литературе под функцией понимается способ проявления активности, деятельности системы.
Выделяют следующие функции любой социальной системы:
- функция адаптации;
- функция целеполагания;
- функция интеграции;
- функция латентности.
Главным фактором реализации институционального социального контроля выступает государство и его правоохранительные органы, основной функцией которых выступает интегративная - функция обеспечения внутреннего единства социума посредством предотвращения возможных поведенческих отклонений, девиаций. По своей сути, указанная государственная функция носит репрессивный характер.
Интегративная функция государства дополняется латентной, которая также нацелена на обеспечение единства, сохранности социума, однако, использует в процессе реализации иные превентивные функции.
Под превентивной функцией понимается комплекс мер, направленных на предотвращение формирования девиантных, отклоняющихся форм поведения.
В процессе реализации данной функции государство использует не санкции, наказания, но такие инструменты, как успешная социализация, успешное функционирование различных социальных институтов, практик. Другими словами, основным средством реализации указанной функции выступает развитый внутренний контроль.
Внутренние формы контроля в современной научной литературе понимаются как те формы, при которых угроза личности поступает не извне, но изнутри собственного сознания.
Другими словами, превентивная функция социального контроля тесно связана с успешностью протекания процессов социализации, адаптации личности к требованиям общества. Успешность социализации выступает основным инструментом предотвращения вовлечения индивидуумов в преступную деятельность, иные формы девиантного поведения.
Таким образом, на современном этапе исторического развития общества, регулирование различных аспектов его функционирования осуществляется посредством совокупности институциональных и неинституциональных форм реализации социального контроля.